Что нужно знать о нетворкинге, чтобы быть успешной: 6 фактов от эксперта
В первую очередь, это – общение с пользой во время профильных мероприятий, таких как конференции, форумы, семинары и др. Нетворкинг – целое направление в социальной и профессиональной деятельности на грани между наукой и искусством общения и построение деловых отношений. А еще это навык, который можно и стоит развивать. Не у всех получается делать это естественно и с определенной долей комфорта.
О том, как правильно заводить деловые знакомства, а также о том, как превратить обычное общение в логически выстроенную систему, которая может принести профессиональную пользу, а еще как справится с неуверенностью в себе вовремя нетовркинга, особенно если вы в еще ко всему интроверт рассказывает Марина Маковий.
Марина – известная украинская бизнес-леди и генеральный директор Международного кадрового портала HeadHunter Украина (hh.ua). Победительница в номинации «Бизнес. Менеджмент» Всеукраинского конкурса «Жінка України 2016» по версии журнала «Единственная».
Давайте начнем с того, как лучше заводить знакомство, особенно если вы оказались на профессиональном событии, которое, скорее всего, могли бы посмотреть в записи или во время онлайн-трансляции, но вы все-таки пришли. Вы же сделали это с какой-то целью? Вам нужны новые партнеры, клиенты, коллеги, сотрудники, инвесторы или просто единомышленники. А может вы ищете ответ на какой-то производственный вопрос, но находясь в процессе не видите его, а посещение события и общение со специалистами и коллегами подарит вам вдохновение и поможет решить рабочую задачу.
В ТЕМУ: Как научиться выступать публично без страха: личный опыт
Первое, о чем стоит подумать, так это о поводе. Общение деловых людей зачастую проходит на бизнес-тренингах, профессиональных семинарах, специализированных выставках. Если светские беседы даются вам с трудом, заранее придумайте несколько вопросов из серии «Что вас привело на эту конференцию?», «Что интересного сейчас происходит в вашей отрасли?», «Какой кейс был более интересным вовремя, например, панельной дискуссии?». Докладчикам же, как вариант, можно заранее написать в соцсетях, что будете рады познакомиться и пообщаться при личной встрече на мероприятии. Тогда во время события уже будет легче завязать разговор. Если с нужным вам человеком предварительно познакомиться не удалось – формальным поводом представиться может стать, например, заданный им вопрос спикеру.
Обмен визитками. Тоже очень важно, хотя сегодня, в зависимости от события, визитки не всегда первое дело. При этом, при первом общении с иностранными коллегами, визитки вам пригодятся, если информация на них, например, на английском. И да, при первом личном знакомстве постарайтесь не говорить о делах – у собеседника может сложиться впечатление, что вы пытаетесь его использовать: что-то продать или устроиться в его компанию. Основная задача при первом знакомстве — получить контакты и договориться о последующем профессиональном общении.
О том, как можно найти нужного человека через третьи руки. Тут не то чтобы все просто, но всегда можно приобрести новые знакомства, используя старые. Например, самое простое: можно попросить кого-то из знакомых представить вас интересному человеку или самостоятельно входить в круг общения своих знакомых. Если же нужно «заполучить» какого-то конкретного человека, попробуйте расписать цепочку, так называемых «шести рукопожатий», таким образом, желание выйти на этого человека не будет казаться таким уж несбыточным и заоблачным. Особенно сегодня, когда границ общения все меньше, а интернет стал для многих обыденной частью жизни, а еще делового и личного общения.
Всегда достаточно полезно внимательно относиться к себе и к тому, где вы находитесь в тот или иной момент. Ведь мы часто можем находится в неформальной обстановке и интересных процессах с интересными и, может быть, на перспективу полезными людьми. Так вот, тренируйтесь заводить деловые знакомства в нестандартной обстановке. Например, в спортзале, на экскурсии, во время волонтерской работы, когда не нужно обмениваться визитками и вглядываться в надписи на бейджах. А если потом встретите этого человека на деловом мероприятии, у вас уже будут общие темы для разговора.
В ТЕМУ: Зачем украинка в любое время года купается до или после работы в реке: невероятная история изменений
На знакомстве, как вы понимаете, вопрос нетворкинга не заканчивается, а только начинается. Следующий не менее важный этап: закрепить и поддержать отношения. В помощь вам тут ненавязчивое внимание. Чтобы закрепить деловое знакомство, периодически напоминайте о себе. Не лишне будет после мероприятия выразить благодарность за продуктивное общение. Но на этот раз говорить следует только по делу – уважайте время собеседника. Иногда предлагайте встретиться и выпить кофе/чаю. И действовать стоит в этом случае по всем фронтам, так сказать. Связь стоит держать как минимум при помощи нескольких каналов коммуникации: электронные письма, личное общение и соцсети, но при условии, если это было оговорено предварительно. И если вы уже чувствуете, что общаетесь с человеком достаточно плотно, то можно попробовать пригласить его на встречу в неформальной обстановке.
И еще один совет. Станьте экспертом и лидером мнений в своей отрасли, используя социальные сети и/или блоги в интернете. Тогда уже не вы будете искать деловых знакомств, а они – вас. Ведь как сказал одним из самых значимых кутюрье в истории моды ХХ века, Карл Лагерфельд, только опыт делает нас интересными и теми, кто мы есть.
В ТЕМУ: 4 детские книги, которые взахлеб читают взрослые
И кстати, в книге «Никогда не ешьте в одиночку» и другие правила нетворкинга» (К. Феррацци, Т. Рэз) сказано, что «успех = люди, которых вы встретите, + то, что вы сделаете вместе».