Международный день инвалидов: чему можно научиться у инвалидов

Международный день инвалидов: чему можно научиться у инвалидов

Сегодня, 3 декабря, во всем мире отмечают Международный день инвалидов. Посвятит третий день зимы инвалидам решили еще в 1992 году во время Генеральной Ассамблеи ООН. Жизнь людей в инвалидных колясках во многом отличается от обычной: за то, что мы воспринимаем как данность, им приходится ежедневно бороться.

 

Многие из нас недовольны окружающим миром: женщины недовольны мужчинами, мужчины – женщинами, и те и другие недовольны своими зарплатами, политиками и ценами в магазинах, а еще соседом, который мусорит на лестничной клетке…
 
Но удивительно то, что большинство из нас пребывает в твердой уверенности, что повлиять на ситуацию, изменить ее в лучшую сторону никак нельзя. Мы вздыхаем и миримся, миримся и вздыхаем, а ощущение недовольства жизнью так и не проходит, переходя в привычное состояние. И только единицам удается преодолеть это ощущение фатальности и научиться преобразовывать жизнь в лучшую сторону, тогда как для человека в инвалидной коляске подобное «геройство» – норма жизни. И нам, «недовольным», стоит у них поучиться умению радоваться жизни и упорству в борьбе за свои права.
 
Если не мы, то кто?
 
5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. И если во всем цивилизованном мире словосочетание «борьба за права» в отношении людей с ограниченными возможностями звучит нелепо, то у нас в Украине эти слова вполне правомерны: то, что в Германии и Голландии норма жизни, у нас результат долгосрочного обивания порогов в правительственных кабинетах.
 
И тем не менее уж не важно, какой ценой, но результат есть, и достигнут он силами самих инвалидов, которые объединяются в общественные организации, создают фонды и сообщества, изучают государственные законы и собственные права. Лоббированием прав людей с ограниченными возможностями занимается Союз гражданских организаций инвалидов Киева, созданный в 1998 году. Рассказывает президент союза Александр Ворона: «Основные проекты, которые сейчас реализует наша организация – это «Школа независимой жизни» (обучение людей с инвалидностью самостоятельно контролировать свою жизнь и сводить к минимуму зависимость от окружающих); «Мир без ограничений» (интеграция молодых инвалидов в общество, создание позитивного имиджа человека с ограниченными возможностями); «Интернет без границ» (создание доступного и бесплатного интернет-пространства для инвалидов).
 
Также принимаем участие в государственной программе «Безбар’єрна Україна», которая начала свою работу еще в 2008 году. В 2008-2009 годах общественные организации начали активно выступать за безбарьерность (свободу перемещения человека с инвалидностью по городу). В результате власти начали строить пандусы в местах общественного значения, таких как школы, торговые центры. А с этого года аптекам не будут выдавать лицензию в случае отсутствия у них специального подъемника или пандуса для людей в колясках.
 
Естественно, что аптеки, получившие лицензии до внедрения этого закона, работают пока что по старинке. Но когда настанет время продлить лицензию, аптекам, в случае отсутствия у них пандуса, вполне могут запретить торговлю без соблюдения принятых норм. Это результат работы наших общественных организаций и содействия властей. Пандусы нужны не только людям с ограниченными возможностями, но также мамам с колясками и тем, кто временно, в силу полученной травмы, вынужден перемещаться на колесах».
 
Право доступа
 
То, что для нас само собой разумеется, для человека в коляске или незрячего часто остается недоступным. Элементарная прогулка по городу с использованием нескольких видов транспорта для многих людей с инвалидностью становится практически нереальной… Но, как известно, под лежачий камень вода не течет, и работа по обеспечению доступности элементарных норм жизни ведется уже не первый год. Благодаря деятельности общественных организаций и государственной программе «Безбар’єрна Україна», недавно в Киеве появились автобусы и троллейбусы с подъемниками и «автобусы-низкопольники».
 
Рассказывает Александр Ворона: «За последние 10 лет кое-чего мы все-таки добились. Так появилось больше «говорящих» светофоров для незрячих людей. Практически все крупные перекрестки столицы оснащены светофорами с таймером, которые помогают рассчитать время для преодоления проезжей части. Они помогают тем, кому нужно больше времени на преодоление перехода, чтобы не попасть под колеса автомобиля.
 
Еще одна норма европейского города – это прорезиненные ограничительные полосы на станциях метрополитена, которые помогают обезопасить перемещение по платформе незрячим людям, да и просто пожилым, у которых начинаются возрастные ухудшения зрения. К сожалению, такие ограничительные линии пока что только в проекте. Но новые станции, которые строятся, имеют их, и специальные подъемники в виде лифта в обязательной норме. Пока что такие подъемники – явление достаточно редкое.
 
Пример такого лифта есть на станции метро «Дарница». Раньше такой подъемник был установлен на станции метро «Крещатик», но сейчас он, к сожалению, не работает, завален мусором, никто им не пользуется. В свое время государством было выделено более двух миллионов гривен на подобные приспособления. В результате за ними никто не смотрит, они ржавеют и простаивают без дела».
 
Незрелое общество
 
То же самое происходит и с большинством подъемников в автобусах и троллейбусах – они ржавеют и не используются по назначению. В чем же причина такой халатности? Дело в психологии нашего общества. Ведь отношение государства к людям с инвалидностью очень часто есть показателем уровня его развития.
 
«В Европе этим вопросом начали заниматься сразу же после войны, и на государственном уровне. Как только образовалась ООН, первые ее шаги были направлены на улучшение жизни инвалидов. В Германии и Голландии люди в колясках могут спокойно передвигаться по городу, не задумываясь о каких-либо преградах. У них есть даже специальное такси для инвалидов, все станции и вокзалы оборудованы таким образом, чтобы облегчить перемещение людей в колясках. Сама психология общества уже устроена по-другому.
 
В Голландии и Германии есть даже специальные социальные работники, которые оказывают сексуальные услуги людям с ограниченными возможностями. Потому что для многих инвалидов завести постоянную подругу или друга достаточно проблематично, вследствие чего у них начинаются проблемы гормонального характера. Когда такую информацию слышат наши люди, они смотрят на нас с широко раскрытыми от и удивления глазами. В Германии это норма жизни, если у человека есть желание, он может воспользоваться платной услугой сексуального характера, раз в два-три месяца. Для этого у них с пенсии снимается определенная сумма денег», – рассказывает Александр.
 
Борьба с предрассудками
 
«Мы в нашей организации стараемся, чтобы люди с инвалидностью вели активный образ жизни. Были трудоустроены, а не сидели дома и не говорили: «Вот я инвалид, поэтому могу быть только потребителем». Одна из целей нашей организации показать, что инвалиды не попрошайки, а трудоспособные и полноправные члены общества.
 
Иногда бывает так, что когда приходит устраиваться на работу человек с ДЦП, несмотря на прекрасное образование, владение несколькими иностранными языками и профподготовку, его не принимают на работу. Вид у такого человека может быть, конечно, не такой, как у красавцев из журналов, а это пугает многих работодателей. К таким людям часто возникает предвзятое отношение, и они остаются без работы».
 
И тем не менее даже у нас люди с инвалидностью успешно работают на высокооплачиваемых работах, не требующих от них активных перемещений по работе. Примерами такой лояльности могут служить компании Microsoftи UMC. Важную роль в этом вопросе играет корпоративно-социальная ответственность компании. Ведь именно в отношении к своим сотрудникам проявляется ее подлинная сущность. А уровень лояльности к людям с инвалидностью стал сейчас показателем уровня развития компании. Ярким примером тому может служить образцовое оснащение аэропорта «Борисполь», который принял в международную ассоциацию перелетов только по факту обустройства его, согласно нормам конвенции о правах инвалидов.
 
Преобразования на железной дороге
 
В течение 2009 года 56 вокзалов, станций и остановочных пунктов оборудованы пандусами, переходами, специальными поручнями, спусками, пешеходными дорожками. На 14 вокзалах оборудованы залы ожидания и отдыха, камеры хранения и туалеты для людей с инвалидностью. Продолжаются работы по реконструкции помещений вокзалов Красный Лиман и Евпатория – Курорт.

На 27 вокзалах и станциях на удобной высоте для пользования людей с ограниченными физическими возможностями (на инвалидных креслах) установлены кнопки вызова персонала и таксофоны. Четыре вокзала были оснащены специальными лифтами-подъемниками. Проводились работы по нанесению рельефных ограничительных полос, обустройству на привокзальных площадях специально выделенных мест для парковки инвалидов.