Коко Шанель: мужчины, достижения и маленькое черное платье

Коко Шанель: мужчины, достижения и маленькое черное платье

В 71, после 14-летней паузы, знаменитая Шанель вернулась в мир моды. Последнюю коллекцию кутюрье представила в 87 лет. Читай продолжение удивительной истории любви и моды о невероятной Коко Шанель.

Скаредная, резкая, скандальная – далеко не полный перечень эпитетов, которыми сотрудники Дома Шанель награждали свою Мадемуазель. Так называли владелицу дома все – от последнего посыльного до первой швеи. Ни один из ее друзей ни разу ничего подобного не сказал.

Читай начало истории Коко Шанель: история любви и моды (фото)

А в друзьях у нее был весь артистический цвет Парижа, где на то время каждая вторая фамилия была славянской. Игорь Стравинский с семьей несколько лет жил у нее на вилле – бесплатно, разумеется. Отчаявшемуся Сергею Дягилеву она дала деньги на постановку знаменитого балета «Весна священная», наказав хранить дар в тайне. Дягилев проговорился своему секретарю Борису Кохно, который открыл секрет лишь полвека спустя. Коко Шанель умела быть другом.

Именно приятели-славяне представили Габриэль великому князю Дмитрию Павловичу Романову, спасшемуся от большевистского террора благодаря участию в убийстве Распутина. Дмитрия выслали из России еще до революции. Расстались они через год, но и спустя 20 лет, умирая от туберкулеза в Женеве, князь рассказывал сыну о Шанель – самой удивительной женщине, с которой свела его судьба. Коко и после разрыва поддерживала с ним добрые отношения.

Шанель и культовый аромат

Она была благодарна русскому аристократу за то, что он помог преодолеть боль потери. Еще Дмитрий Павлович познакомил ее с парфюмером Эрнестом Бо, работавшим когда-то на двор императора Николая II. Результатом знакомства стали духи Chanel No 5, созданные не из натуральной цветочной эссенции, а полностью из синтетических материалов.

Духи не обладали выраженным цветочным ароматом, как это было тогда принято. Запах был незнакомый и вообще не встречавшийся прежде: чувственный, аристократический и, в отличие от натуральных, очень стойкий. Недальновидный управляющий фирмы Chiris, где работал Бо, отверг аромат, а Шанель ухватилась двумя руками – бизнес-выучка Боя не прошла даром.

Собственно, с этого момента она могла бы вообще не работать: строгие флаконы Chanel No 5 обогатили ее, как ничто другое. Но бездействие было не по ней. С началом ее романа с великим князем в Дом Шанель пришел «русский» период. Для демонстрации новых моделей Коко нанимает дворянок со звучными фамилиями и отменными манерами. Более того, она взяла на работу вышивальщиц!

Шанель и вышивка?

Однако вышитые рубахи, навеянные такими же из гардероба Дмитрия, имели успех. И почти боярские пальто на меху – тоже! Отныне и навсегда ее творчество станет прямым отражением ее привязанностей. Такой любви, как с Боем, испытать больше не довелось, но она дополняла каждый роман, страстно воплощая его в моделях.

Разрыв с поэтом Пьером Реверди, известным своим аскетизмом, вылился в знаменитое маленькое черное платье. Черный тогда был табу для кутюрье, но Коко обожала строки из рукописи Реверди, которую хранила до конца своих дней: «Ткать, натянуть между собой и миром Сеть молчаливых слов Во всех углах черной комнаты…»

Долгая связь с английским аристократом герцогом Вестминстерским на шесть лет определила «британский» период Шанель: блузы, жилеты в широкую полоску, спортивные пальто, свитеры…

К началу 30-х она стала мировой знаменитостью. Сэмюель Голдвин, владелец киностудии Metro Goldwin Mayer, пригласил ее в Голливуд на невиданный по тем временам контракт в один миллион долларов. Она одевала Глорию Свенсон, Грету Гарбо и Марлен Дитрих. Она дружила с Уинстоном Черчиллем, а принца Уэльского запросто называла Дэвидом… Никто и подумать не мог, что очень скоро Франция будет проклинать Коко Шанель.



Трудное возвращение

В сентябре 1944 года, через две недели после освобождения Парижа от фашистов, Габриэль Шанель была арестована. Знаменитую Мадемуазель обвинили в коллаборационизме. По всей стране француженкам, спавшим с немцами, публично брили головы, а после водили по улицам на радость улюлюкающей толпе. Началась самая омерзительная кампания в истории Франции: мужчины, оставившие своих женщин врагу, разбирались не с врагом, а с женщинами.

В случае Шанель все было еще хуже. У нее не только была связь с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Динклаге – она действительно сотрудничала с немцами, не запятнав себя, впрочем, ничем недостойным. Используя ее давнее знакомство с британским премьером Уинстоном Черчиллем, руководство Рейха в 1943-м попыталось начать переговоры о сепаратном мире.

Коко выписали пропуск для поездки в Испанию, но Черчилль был болен и не принял ее. На том все и закончилось. Эта часть ее вины в 1944-м была еще не известна, поэтому арест длился лишь несколько часов. Символично, что от гнева французов ее спас все тот же Черчилль – властям передали его пожелание «не трогать Шанель», и она беспрепятственно уехала в Швейцарию.

История маленького черного платья
 
На родину Коко вернулась в 1953 году. Дом моды Шанель стоял закрытым с начала войны, бездействие Габриэль длилось долгих 14 лет. В моде были Баленсиага, Живанши и, конечно, Кристиан Диор, под аплодисменты представивший в 1947-м свою коллекцию New Look. Не многие заметили возвращение Мадемуазель: что могла явить миру 70-летняя сухая, давно забытая старуха?

А когда узнали, что Коко снова работает, решили: пожилая дама выжила из ума. Первый показ закончился полным провалом. «Фиаско», – писала лондонская Daily Mail. Парижане не отставали: «Печальная ретроспектива, призраки платьев тридцатых годов». Публика недоумевала: где прилегающие лифы, новый вариант кринолина, придуманный Диором?

Где романтика, которая сейчас в моде? Дом Шанель впервые не получил после дефиле ни одного крупного европейского заказа. На следующий день она упрямо взялась за новую коллекцию.

Признание пришло через год, причем из-за океана. Ее маленькие платья, раскритикованные в пух и прах на первом показе, продавались в Америке на ура. Журнал Life писал: «В 71 год Габриэль Шанель несет с собой не просто моду, но революцию». С тех пор четыре страницы издания неизменно посвящались образам Шанель. Строгая элегантность в очередной раз положила романтику на лопатки.

Коко скончалась 10 января 1971 года, в воскресенье, – в будни она не могла себе такого позволить. Последние 18 лет в ее жизни была только истовая работа – отдых до чертиков надоел в изгнании. Она создала принципиально новую сумку, предложив женщинам освободить руки и носить ее на плече, и костюм Шанель – простой, скромный, шикарный, вечный… Даже конкуренты признавали, что моду XX века определила Коко Шанель. Но как она ухитрилась не потерять актуальности в XXI? Ответ на этот вопрос Коко однажды дала сама: «Мне не нравится, когда говорят о моде Шанель. Шанель – это стиль. Мода выходит из моды, стиль – никогда».

Текст Марина Королева
ФОТО: REX/Fotodom, East News, Global Look, Imago/Global Look, DPA/Global Look