Пять сложных ситуаций в супермаркете: советы юриста

Пять сложных ситуаций в супермаркете: советы юриста

Что делать, если тебя обсчитали, на выходе зазвенел терминал или охрана заставляет сдать дорогую вещь в камеру хранения?

1. Зазвенел терминал. Можно ли обыскивать?
 
Согласно статье 29 Конституции Украины, каждый гражданин имеет право на свободу и неприкосновенность; согласно статье 28, каждый гражданин имеет право на уважение его чести и достоинства. Однако в магазинах действует комплекс охранных мероприятий, регламентированный субъектами хозяйственной деятельности (владельцами).
 
В правилах торгового предприятия может быть пункт об обыске. Но если ты не согласна, никто не вправе тебя обыскивать и отводить в комнату охраны. Единственное, что они могут, – это задержать тебя до приезда милиции. Если тебя все-таки обыскали, ты имеешь право подать в суд на охранную фирму за унижение чести и достоинства.
 
2. Ты случайно повредила товар в зале
 
По правилам, расстояние между стеллажами должно быть таким, чтобы могли свободно разъехаться две тележки. Если в супермаркете оно меньше и товар поврежден именно по этой причине, платить ты ничего не должна! Как и в случае, если товары расположены таким образом, что падают от малейшего сквозняка, или когда тебя толкнули на стеллажи.
 
Если ты не виновата, но деньги все-таки требуют, зови начальника смены или вызывай милицию. Правда, если товар повредил твой расшалившийся ребенок, компенсировать ущерб магазину придется.
 
3. Купила ненужную вещь
 
Согласно ст. 20 Закона Украины «О защите прав потребителей», ты можешь вернуть качественный товар, который не подошел по каким-то причинам, в магазин. (Товар также можно обменять на аналогичный.) Но! Вернуть или обменять можно только тот товар, который не был в употреблении и сохранил качество, на котором отсутствуют следы эксплуатации (носки), есть пломбы и ярлыки. Кроме того, у тебя должен быть сохранен кассовый или товарный чек. Обменять или вернуть товар можно в течение 14 дней, не считая дня покупки. Внимание: в магазин нельзя вернуть лекарства и средства гигиены, расчески, товары в аэрозоле, белье, чулочно-носочные изделия, диски.
 
4. «Пробили» лишние товары
 
Всегда сверяй покупки с чеком и не стесняйся пересчитывать стоимость товаров на калькуляторе. Такие нехитрые манипуляции резко снизят возможность обсчета. А в случае возникновения спорной ситуации вызывай руководителя смены или директора магазина. Не бойся отстаивать свои права!
 
5.  Заставляют сдавать вещи в камеру хранения
 
Что бы ни было написано над ячейками, администрация магазина несет ответственность за вещи, которые находятся в камере хранения. Если в твоей сумке есть товары, которые продаются в этом магазине, лучше оставить их в камере. В случае если вещи дорогие, ты вправе сдать их под расписку начальнику охраны магазина либо предложить составить акт с перечнем того, что именно ты доверяешь магазину на хранение. Альтернативный вариант – попросить запечатать вещи в пакет и идти с ним в торговый зал.
 

Куда жаловаться?

Права потребителя гарантируются Конституцией и Законом Украины «О защите прав потребителей». Защиту прав потребителя осуществляют общественные организации. Их адреса и телефоны в твоем городе можно узнать на сайте http://kopejka.net. В Киеве действует и горячая линия: 1051.Также можно позвонить на горячую линию сети супермаркетов, оставить запись в жалобной книге или написать жалобу на имя владельца магазина.