Детские тренинги – что они могут дать твоему ребенку?

Детские тренинги – что они могут дать твоему ребенку?

Они помогают адаптироваться к взрослой жизни, стимулируют творческие способности, учат общаться со сверстниками и контролировать эмоции. Какой из видов тренинга подойдет твоему ребенку?

Дети любят играть в игры. Иногда они даже не подозревают, что взрослые, предлагая им забавы, на самом деле учат очень важным вещам! Например, бороться с собственными страхами или выстраивать отношения с ребятами из класса.

Именно на этом, игровом, принципе и построены все детские тренинги. Психологи утверждают, что групповая форма обучения – самая действенная. Ребенок, наблюдая за остальными участниками группы, может найти ответы на те вопросы, которые его волнуют. Особенно интересны совместные тренинги, на которых присутствуют не только дети, но и их родители или учителя. Мамы и папы, выполняя упражнения, больше узнают о детской психологии и лучше понимают своих чад. Сейчас в школах и даже детских садах все чаще практикуют такую форму обучения. А еще существует масса тренинговых компаний, предлагающих развивающие или коммуникационные тренинги для малышей. Как не растеряться в этом многообразии и выбрать именно тот, который принесет максимальную пользу твоему ребенку?

Выбираем профессию

Если подросток к девятому классу уже определился с выбором профессии, то, наверное, этот тренинг ему не нужен. Но, согласись, большинство старшеклассников даже не представляют, чем бы им хотелось заняться в будущем. Такие тренинги часто проводятся в школах с учениками выпускных классов. Психологи говорят, что главное условие проведения обучения – получение запроса. То есть важно, чтобы ребенок сам понимал необходимость такого занятия и обратился с просьбой к взрослому. К слову, запрос может исходить и от учителя или родителей. Случается так, что школьный психолог, классный специалист в другой области, не слишком компетентен в проведении тренингов. Тогда администрация школы может пригласить тренера со стороны. На занятиях проводятся дискуссии и деловые игры, которые помогают ребятам выяснить, к какой профессии у них лежит душа и что надо делать, чтобы ею овладеть.

Анна Брюханова, практикующий психолог (Cкандинавская гимназия), член Ассоциации позитивных психологов и психотерапевтов Украины (АПППУ), тел. (097) 664-01-36

Я провожу профориентационные тренинги почти пять лет. И знаю по собственному опыту – они действительно работают! Стараюсь к каждой группе найти индивидуальный подход: кому-то легче усваивать информацию через игру, кому-то в форме упражнений или небольшой лекции. Желательно, чтобы ваш ребенок сам захотел побывать на обучении. Но и в случае, если проблема выбора профессии волнует не его, а вас, попробовать тоже стоит. Возможно, занятия станут толчком, расшевелят сына или дочь. Может потребоваться повторное посещение тренинга с другой группой.

Учимся общаться

Как лучше понять своего собеседника? Как донести свои мысли и чувства до другого человека? Как стать лидером в коллективе и завести друзей? Этим и многим другим вещам ребят научат на тренингах по искусству общения. Ведь очень часто ребенок ведет себя замкнуто в детском коллективе просто потому, что не знает, как подойти к сверстнику, что сказать, как реагировать на его замечания. Кстати, особенно интересны командообразующие тренинги – для детей из одного класса. Полдня тренинга помогут одноклассникам стать сплоченным коллективом!

Такая форма обучения – своеобразная экспериментальная лаборатория, где можно безопасно пробовать разные модели поведения, проживать какие-то ситуации, которые в жизни пробовать либо страшно, либо непонятно, что из этого может получиться. На тренинге можно поэкспериментировать, посмотреть на последствия и результаты своих действий, и затем в реальной жизни принять взвешенное, ответственное решение. На тренинге каждый участник может увидеть свои сильные и слабые стороны, свои особенности. Кроме того, ребята приобретают новых друзей, получая помощь и поддержку от всех участников группы.

Ламанова Елена, педагог-психолог, директор компании «Триллиум», тел. (098) 298-21-46

На коммуникационные тренинги можно отдавать малышей с трехлетнего возраста. Ведь они учат тому, что пригодится ему и в детском саду, и в школе, – умению общаться со сверстниками и взрослыми. Такие тренинги особенно показаны детям, которые не посещают детский сад и мало бывают в обществе других людей. Для школьников он будет очень полезен в любом случае, ведь в классе собираются дети из семей с различной культурой общения. Если же ваш малыш испытывает серьезные трудности в общении – тренинг ему здорово поможет.

Развиваем личность

Этот вид тренингов направлен на формирование личностных качеств ребенка – его способностей, творческого потенциала и эмоциональной зрелости. При помощи развивающего тренинга дошколята смогут успешно побороть свои страхи. Будущим первоклассникам (да и не слишком старательным школьникам) подойдут мотивационные тренинги – они помогут понять важность и необходимость учебы. Ну а для подростков существует огромное разнообразие программ, чтобы разобраться в себе и своих чувствах. Твой сын или дочка сможет ответить на важные вопросы: «Кто я?», «В чем смысл жизни?», «Как стать уверенным в себе?», «Как избавиться от гнева, обиды или злости?».

Конечно, не стоит ждать от тренинга чуда: если твой ребенок по натуре робок или нерешителен, то для воспитания в себе задатков лидера ему придется здорово потрудиться, и не только на занятии. Ведь формирование характера – процесс длительный и требующий усилий! Квалифицированный тренер вовлекает в обучающий процесс всех ребят, с помощью наставника они находят решение своих проблем. И все это – в живой и непринужденной игровой форме! Специалисты говорят, что дети иногда приходят к очень интересным выводам и находят новые, нестандартные решения.

Сергей Чумаченко, практикующий тренер-коуч, компания «ТимЭкстрим», тел. (063) 847-57-59

Мы проводим тренинги как в аудитории, так и выездные: в лесу, горах. Тренинги в природной среде – очень интересный формат, где у ребенка есть возможность проявить себя сразу в нескольких направлениях: физическая активность объединяется с эмоциональной и интеллектуальной. Каждый ребенок имеет возможность почувствовать себя необходимым, востребованным и успешным. А если кому-то некомфортно, то это становится предметом обсуждения и поиска решения для всей команды.

Готовим ко взрослой жизни

Любую маму бросает в холодный пот от мысли, что ее 12-15-летний ребенок может пристраститься к наркотикам и алкоголю или слишком рано заинтересоваться физической стороной любви. Социально-профилактические тренинги знакомят подростков с последствиями курения «травки» и употребления горячительных напитков. На них опытные психологи стараются быть с детьми предельно честными и откровенными. Например, программа, которую ведет известный в Украине психолог Елена Голоцван и ее ученики, получила заслуженное признание со стороны специалистов. На тренингах сами ребята рассказывают своим сверстникам о негативных последствиях наркотиков – это находит живой отклик среди слушателей. Однако родителям следует помнить: пробовать наркотики или нет – решает сам подросток! Взрослые могут лишь рассказать ему о том, как это опасно, и надеяться, что он примет правильное решение.

Алена Семеновская, психолог, тренер, тел. (097) 880-37-99

В современном обществе любой ребенок легко может найти «друга», который предложит ему алкоголь, сигареты или наркотики. Наша задача – убедить молодых людей даже не пробовать подобные «развлечения». Профилактические тренинги хорошо работают с подростками, которые не подверглись негативным внешним воздействиям, но особенно они нужны ребятам, которые входят в группы риска: детям наркоманов и алкоголиков, детям из неблагополучных семей.

Как выбрать тренера

Узнай об образовании и квалификации тренера, поинтересуйся, как давно он ведет тренинги. Поищи отзывы тех, кто у него обучался. Спроси, насколько успешны его собственные дети. Кстати, молодой тренер – не значит плохой, ведь в его памяти свежи собственные детские проблемы.

Не навреди!
Татьяна Михеенко, детский психолог

Ко мне иногда приходят мамы с детьми, у которых имеются медицинские проблемы, – тренинг, увы, решить их не может. Например, дети с небольшими умственными или психическими отклонениями (легкая форма аутизма, гиперактивность). Родители обижаются, когда я отказываюсь включать ребенка в группу, и очень зря! Таких деток надо как можно раньше показывать специалистам – невропатологам, психологам. Пребывание ребенка на тренинге не поможет исправить ситуацию.