Азбука трудоустройства

Азбука трудоустройства

Ищешь работу? Предлагаем тебе словарь, в котором собраны лучшие рекомендации работодателей, специалистов по психологии и этикету. Знание азов поможет избежать распространенных ошибок.

Поиск работы, как и любая сложная задача, отпугивает своей масштабностью. Многие готовы мириться с ворчливым начальником, низкой зарплатой или чрезмерной загруженностью, лишь бы вновь не оказаться в подвешенном состоянии, один на один с мыслью: «Как найти работу?» Хотя если разобраться, сделать это не так уж и сложно. Если разбить процесс на маленькие этапы и тщательно подготовиться к каждому из них. Написать резюме, сделать анализ рынка труда, продумать вопросы и ответы на собеседовании. Идти к цели постепенно, шаг за шагом, воспринимая мелкие неудачи как нечто временное.

При этом нужно учесть малейшие нюансы. Имеет значение все – начиная от стиля написания резюме и заканчивая подбором аксессуаров для костюма, который ты собралась надеть на собеседование. И, естественно, вера в себя, в свои силы. Ты достойна лучших условий и лучшей зарплаты! Если ты ищешь работу впервые, выбирай компанию с возможностью карьерного роста. Не исключено, что через несколько лет с небольшой должности тебя переведут на руководящую. Если собралась менять работу, начинай поиск еще до увольнения. Если тебя уволили, это, конечно, неприятно, но не конец света. Дай страстям утихнуть и отправляйся на покорение новых горизонтов. Не отчаивайся, если поиск немного затянулся. Скорее всего, дело не в тебе, а в ситуации на рынке труда. В любом случае помни: новая работа – отличный стимул к развитию и самореализации. Это еще один шаг вперед. Будь решительной и сделай его!

Агентства

Обращайся. Связующее звено между тобой и работодателем. Кадровые агентства можно разделить на организации по трудоустройству и рекрутинговые. Первые занимаются в основном подбором низкоквалифицированной рабочей силы. Как правило, за найденные вакансии агентству платит соискатель. Рекрутинговые могут существенно облегчить поиск работы специалистам, руководителям среднего и высшего звена. От соискателя требуется лишь заполнить анкету и ждать приглашения на собеседование. Оплачивает услуги агентства обычно работодатель.

Вопросы

Задавай. От правильных ответов на вопросы во время собеседования зависит, возьмут тебя на работу или нет. Поэтому тебе нужно предугадать вопросы работодателя и с помощью ответов создать о себе представление, которое соответствует его мнению об идеальном сотруднике. Важно не только отвечать, но и спрашивать. Ведь собеседование – это подготовка к взаимовыгодной сделке. Обсуди планы компании, распорядок рабочего дня, твои обязанности и права, возможности карьерного роста, обучения, зарплату и компенсационный пакет. О зарплате лучше говорить в последнюю очередь.

Дресс-код

Создай имидж. По мнению психологов, человеку требуется всего 30 секунд, чтобы составить общее представление о собеседнике. Одежда, прическа, макияж, аксессуары будут играть важную роль при приеме на работу. Поэтому продумай свой внешний вид до мелочей. Предварительно выясни корпоративный стиль компании и оденься соответственно. Одежда должна отвечать и той должности, на которую ты претендуешь. К примеру, будущему секретарю не стоит надевать костюм, который стоит минимум пять предполагаемых зарплат. Если претендуешь на пост руководителя, удели внимание деталям. Дорогие часы, обувь, украшения – важная часть имиджа. Если ты представительница творческой профессии, прояви немного креативности.

Интервью

Главное – уверенность. Самая распространенная форма собеседования. И самая ответственная. Для серьезной должности интервью может состоять из нескольких этапов. Завершающий – беседа с руководителем компании. В процессе беседы тебя всячески проверяют на прочность – пытаются выявить твои сильные и слабые стороны, твои реакции на сложные ситуации. Поэтому излучай доброжелательность и уверенность. Доброжелательность проявляется в улыбке, уверенность – в жестах, мимике, осанке. Она должна чувствоваться с первых минут интервью. Выбери наилучшую позицию – сядь, повернувшись корпусом к собеседнику и чуть подавшись вперед. Не скрещивай ноги или руки – эти позы выражают закрытость и недоверие. Когда разговор закончится, поднимись первой и вежливо попрощайся.

Ловушки собеседования

Научись избегать. Ловушки имеются в арсенале каждого рекрутера. Одна из самых распространенных – ловушка «словесного детектора лжи». Тебя могут попросить пересказать несколько раз свое резюме или рассказать о работе на предыдущем месте, чтобы убедиться в совпадении фактов. Лучший способ ее избежать – быть честной. Еще одна ловушка – «провокационная пауза». После ответа на твой вопрос, интервьюер начинает упорно молчать. Сохраняй спокойствие. Излишняя суетливость – признак неуверенности в себе. В основном ловушки скрыты в вопросах. Всегда думай, зачем тебе их задают.

Мониторинг

Изучай рынок. Перед тем как отправиться на собеседование, ты должна собрать максимальное количество информации о компании, в которой хочешь работать. Поинтересуйся, чем она занимается. Поищи о ней сведения в интернете. Проанализируй рынок, на котором работает компания, и на собеседовании предложи свои варианты увеличения прибыли. Если твои предложения будут основаны на реальных фактах, ты скорее всего в ближайшее время станешь сотрудником фирмы.

Настрой

Будь оптимисткой. Ты так долго искала нужную вакансию, и (наконец-то!) через несколько дней у тебя собеседование. Оно решит судьбу: быть или не быть тебе на новой должности. Конечно, настрой, как перед экзаменом. Страх не пройти отбор мешает расслабиться, вести себя естественно во время беседы. Это происходит из-за неизвестности – ты не знаешь, как поведет себя работодатель. Спрогнозируй заранее действия интервьюера. Как вариант – используй метод визуализации. Мысленно проиграй в деталях сценарий собеседования: как ты уверенно заходишь, что говоришь. Можешь отрепетировать его вопросы и свои ответы перед зеркалом. Представь, что тебя уже взяли, – так ты запрограммируешь себя на успех.

Поиск работы

Больше источников. Кто ищет, тот всегда найдет. Причем тем быстрее, чем больше будет использовано источников информации. Попробуй позвонить в нужные тебе компании. Возможно, в одной из них в это время ищут сотрудников и твой звонок будет как нельзя кстати. Расскажи друзьям и знакомым о том, что ты ищешь новую работу. Не исключено, что у них есть нужные тебе контакты. Также в твоем распоряжении огромная база газет и интернет-изданий.

Рекомендации и резюме

Подойди нестандартно. Резюме – твоя визитная карточка. От того, насколько убедительным оно будет, зависит, пригласят ли тебя на собеседование. Резюме должно быть кратким, четко структурированным, давать полное представление о твоем профессионализме, помещаться на одной стороне листа формата А4. Перед тем как отправлять резюме, уточни, на каком языке оно должно быть написано. Также у тебя могут попросить рекомендательное письмо от работодателя с последнего места работы. Некоторые компании не рассматривают резюме без такого письма. В нем надо указать, почему ты хочешь получить эту должность.

Стиль мышления

Учитывай различия. Постарайся узнать, кто будет проводить собеседование – мужчина или женщина. У них разный стиль мышления. Мужчины чаще всего рационалисты – ориентируются на результат. Тебя будут оценивать по строго определенным параметрам: владеет необходимыми навыками, имеет опыт работы, экстраверт, командный игрок и не конфликтен... Чтобы произвести приятное впечатление, отвечай на вопросы четко, позицию аргументируй. Женщины-работодатели в основном полагаются на интуицию. Они обращают внимание на то, как собеседник говорит, как он выглядит, и принимают решение на основании общего впечатления. С ними очень важно наладить эмоциональный контакт. Для рационалиста главное – ЧТО ты говоришь, а для интуита – КАК ты это делаешь.

Тестирование

Подготовка. На собеседовании тебя могут попросить пройти психологические тесты. На книжном рынке можно найти множество книг с тестами по приему на работу. Это дает возможность подготовиться к предстоящей беседе основательно. Проштудируй их заранее – ты будешь знать, какой результат дадут твои ответы, и, если захочешь, сможешь скорректировать его.

Центры занятости

Используй информацию. При поиске работы не игнорируй и государственную службу занятости. Там ты можешь получить информацию о вакансиях, о переобучении, вариантах трудоустройства, сезонных работах. Поддержка безработным существует в каждом городе. Причем вся информация в центрах предоставляется бесплатно. В Киевском городском центре занятости и Киевском молодежном центре труда можно просмотреть базу данных вакансий по городу, а также проконсультироваться у юриста по вопросам трудоустройства. Там же можно пройти различные курсы по переквалификации. Для постановки на учет с дальнейшим устройством на работу через госструктуры нужно обратиться в районное отделение центра с документами: паспортом, трудовой книжкой и документом об образовании.

Язык иностранный

Совершенствуй. Знание языка автоматически ставит тебя на ступеньку выше по сравнению с другими соискателями. В резюме укажи все языки, которые знаешь, и степень владения ими. Но учти, работодатель обязательно проверит твои знания иностранного, и, скорее всего, уже на собеседовании. Некоторые должности предполагают обязательное знание языка. Поэтому начинай повышать уровень владения иностранным заранее.

В поисках идеала

Для того чтобы найти идеальную работу, нужно ясно представлять, какой она должна быть. Для этого ответь на следующие вопросы:

  • В какой сфере я хочу работать?
  • Мне больше нравится руководить или подчиняться?
  • Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
  • Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
  • Чего я хочу от работы – стабильности, карьерного роста или творческой реализации?
  • На что я буду тратить заработанные деньги?

Избегай ошибок!

Общее впечатление о тебе складывается из мелочей. Один неверный жест или поступок может его испортить. При устройстве на работу не стоит:

  • Опаздывать на интервью.
  • Уклоняться от ответов на вопросы.
  • Стесняться говорить о зарплате или говорить о ней в первую очередь.
  • Произносить «Я не знаю».
  • Критиковать предыдущую работу и работодателя.
  • Слишком много говорить.
  • Показывать свою неуверенность.
  • Заигрывать с интервьюером (даже очень симпатичным).