Что должен уметь будущий первоклассник

Что должен уметь будущий первоклассник

В твоих силах сделать все, чтобы собеседование прошло успешно.

Наверняка ты уже приблизительно знаешь, в какой школе будет учиться твое чадо. Конечно, было бы лучше заранее определиться с учебным заведением, пока малышу еще не исполнилось шести лет, и пройти годичный курс «нулевки», которая есть теперь в большинстве школ. Ребенок привыкает к обстановке, к учителям и ученикам, которые станут его одноклассниками. Не лишним будет и пообщаться с будущей учительницей, и с мамами первоклашек – ты узнаешь о требованиях именно этой школы. Если есть возможность, найми педагога-репетитора, который подготовит малыша целенаправленно.

Главное – положительный настрой
 
Прежде, чем отправиться с будущим первоклассником на собеседование с психологом – а именно он его и проводит, подготовь его морально. Для начала, сходите вместе в несколько школ на экскурсию, расспроси ребенка, какая из них ему больше понравилась. Не запугивай («это очень важно, и, если ты не сможешь ответить на вопросы, пойдешь в плохую школу») – иначе есть риск того, что он оробеет и забудет все, что знал. Но и это не страшно! Если ребенок испугался и не ответил ни на один вопрос, ты всегда сможешь договориться о повторном собеседовании. Не стоит накануне вечером и рано утром проводить «генеральную репетицию» - ребенок начнет нервничать! Дай понять, что ничего страшного его не ждет – тетя будет спрашивать о том, что он прекрасно знает. Не беда, если не поступим в эту школу – пойдем в другую. И еще: не стремись найти для малыша учебное заведение, где он будет занят до предела (три языка с первого класса, углубленное изучение математики или музыки). Помни: у малыша должно оставаться время для игр! Может случиться так, что у ребенка пропадет желание учиться, он попросту «не потянет» такую нагрузку.
 
Идем в «продвинутый» класс
 
После окончания начальной школы, где, как правило, есть смысл отправить ребенка в класс с углубленным изучением какого-либо предмета, если ты видишь, что у него есть склонность к гуманитарным или точным наукам. Как правило, такие собеседования проводит не психологи, а преподаватели. Чтобы узнать, каким требованиям должен соответствовать ученик, пообщайся с директором или завучем, которые познакомят тебя с учебной программой. Чтобы иметь представление об уровне преподавания, будет не лишним поинтересоваться, есть ли среди учеников школы призеры олимпиад и конкурсов. Так ты будешь знать, к чему нужно быть готовой, и тебе будет легче сориентировать репетитора (по правилам учителям запрещено проводить платные дополнительные занятия). Собеседование может быть проведено и в августе, поэтому у вас еще есть время, чтобы подготовиться. Конечно, спланируй время так, чтобы ребенок смог летом как следует отдохнуть – и тогда он справиться с собеседованием просто блестяще!
 
На собеседовании проверят психологическую готовность ребенка к школе. Малыш не обязан уметь бегло читать и красиво писать!
 
  • Ребенок ориентируется в семейных отношениях и родственных связях, знает, кем работают родители, свой адрес, телефон. Он имеет представление, для чего предназначены предметы быта, чем осень отличается от весны, день от ночи, знает название дней недели, месяцев года.
  • Малыш может назвать общие и отличительные свойства предметов, умеет объединять их в группы, делит природу на живую и неживую, животных – на диких и домашних, знает название их детенышей, способен из ряда предметов удалить «лишний». Может назвать предметы одним словом - «животные», «транспорт», «растения». Формирует пары предметов по признакам (молоток – гвозди, нитка – иголка). Читает по слогам, считает в пределах десяти, сравнивает числа – больше, меньше, столько же, различает фигуры. Может написать графический диктант-орнамент: (одна клеточка вниз, две вправо, три вверху, продолжить орнамент по образцу).
  • Когда его просят изобразить человечка, он рисует голову с волосами, глазами, носом, ртом, ушами, шею, туловище, руки с пальцами, ноги. Фигурка одета в платье или брюки, видно, кто это – мужчина или женщина.
  • Может составить рассказ по рисунку, установить причинно-следственные связи (Лиса заставила ворону сказать «кар», и сыр выпал). Его словарного запаса хватает для того, чтобы четко формулировать фразы. Хорошо, когда сам замечает и исправляет свои ошибки.
  • Умеет трансформировать выражения: карандаш короче линейки, значит, линейка длиннее карандаша. Маша стоит справа от Вити, значит Витя – слева от Маши.
  • Знает, зачем идет в школу («Я хочу учиться, мне интересно познакомиться с детьми». Ребенок, который отвечает в таком духе: «В школе много новых игрушек» - к школе не готов).