5 главных ошибок родителей

5 главных ошибок родителей

В некоторых вещах мы будем до последнего стоять на своем. Потому что твердо уверены: так правильно. При этом мы не подозреваем, что ошибаемся! Давайте пересмотрим распространенные мифы о воспитании и детском здоровье.

1. Ребенку – все лучшее!
Будет гораздо правильнее, если ребенок усвоит: в первую очередь лучшее – родителям, братьям, сестрам. А потом ему. Потому что до некоторых вещей нужно дорасти. Потому что не все еще заслужил. Зная, что он может получить отказ, ребенок учится ценить то, что имеет. И уважать тех, кто рядом, потому что понимает: он не пуп земли.

2. Хвалить нужно как можно чаще
Похвала должна быть адекватной ситуации и соразмерной достижениям, рассказывает психолог Наталья Царенко в своей книге «Как мы портим наших детей: коллекция родительских заблуждений». Если «поглаживания» получать часто и незаслуженно, то ценность их снижается. К тому же хвалить следует не процесс, а результат, иначе ребенок так и не окончит начатого: ведь «пряник» он уже получил. Похвалой нельзя уничижать: «Ну вот, строишь из себя балбеса, а ведь можешь!» С другой стороны, хвалить нужно: ведь ребенок в первую очередь делает все ради мамы и папы.

3. «Раннее развитие» сделает его гением
Основной аргумент противников форсирования событий – всему свое время. До 7 лет развивается двигательная и чувственная сфера, воображение. Ребенку важно играть со сверстниками, рисовать, танцевать, слушать музыку, а не только тренировать интеллект. Малыши, которых сразу окунули в мыслительный процесс, пропускают важный этап развития. Они растут более черствыми, с менее развитой фантазией.

При этом, поражая мам и пап быстрыми результатами в начале обучения (в три года знает все буквы!), такие детки в семь-восемь лет уже сравниваются со сверстниками, а в будущем могут даже отставать. Ребенок должен прийти ко всему опытным путем. Наша задача – помочь малышу получить этот новый опыт.

4. Дети должны слушаться
Требуя от ребенка безоговорочного послушания, мы запускаем бомбу замедленного действия. В будущем «беспрекословный» ребенок не сможет реализовать себя. Наталья Царенко считает, что такой подход растит три типа личности.

  • «Зайка серенький» – до абсурда скромный человек, который отсиживается за спинами других.
  • «Маменькин сыночек» – личность, которой надо руководить до конца жизни.
  • «Типичный ботаник» – тот, кто убегает от реальности в мир книг и формул.

Если ты не желаешь сыну или дочери такого будущего, научись прислушиваться к его (ее) мнению. И уважать его личность. При этом никто не говорит о вседозволенности – границы и правила обязательны.

5. Профилактический шлепок не навредит
Мало кто задумывается, что даже самый легкий удар – насилие. Вывод, который сделает ребенок: «Бить – можно». Физическое наказание – это еще и огромное унижение. Особенно если «воспитательная работа» проведена на людях. Комплекс неполноценности, тревоги и страхи – вот последствия, казалось бы, безобидных шлепков.

Психологи сходятся во мнении: бить ребенка нельзя. Ни при каких обстоятельствах. Есть другие эффективные способы наказаний: лишение удовольствий и привилегий, «исправительные работы» – на фоне полного игнорирования капризов. Объясняй свою позицию. Осуждай проступок, а не ребенка. И тогда вместо подчинения ты получишь понимание.