Раннее развитие: что говорят психологи

Раннее развитие: что говорят психологи

Одни родители с пеленок учат своих детей буквам и цифрам, уверяя, что после трех лет уже поздно. Другие настаивают на вреде раннего развития и позволяют своим чадам вплоть до школы играть в куклы. Оба лагеря спорят друг с другом до хрипоты. Где правда?

ЗА
До трех лет детский мозг впитывает новое, словно губка
Масару Ибука уверял, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – его личный опыт познания в первые три года жизни. Именно в это время наиболее активно развивается головной мозг и зарождается примерно 70-80 % связей между клетками. «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком, – пишет он в своей книге. – Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка» (то есть от 0 до трех).

Малышу все равно, какой язык изучать – русский или английский, какую музыку слушать – детские песенки или Баха. Для него все одинаково ново. Поэтому есть смысл предлагать крохе как можно больше разнообразной информации. Сейчас его мозг впитает ее, словно губка, а позже на усвоение оной уйдут долгие месяцы.

ПРОТИВ
До любой информации ребенок должен дорасти

Учиться читать, писать и считать в нежном возрасте вредно, без обиняков заявляет московский нейропсихолог Анна Владимировна Семенович. Это практически то же самое, что принуждать вступать несовершеннолетних в половые отношения. До определенной информации и действий ребенок должен созреть внутренне, иначе, вмешиваясь в процесс, мы нарушаем баланс.

Жесткая аналогия, но у профессора кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ есть аргументы. Мозг развивается по нейрофизиологическим законам. Его энергетический потенциал в каждый момент времени ограничен. Если ребенок тратит энергию на развитие какой-то функции не по возрасту, то страдает иная сфера.

2-3 года – время становления сенсомоторной и эмоциональной сфер. Начать нагружать малыша познавательными процессами – значит отобрать энергию у телесного, у эмоций. В итоге могут начаться психосоматические болезни, будут проблемы с выражением эмоций, пониманием, сочувствием. Развитие в этом возрасте, считает нейропсихолог, – это общение с мамой, наблюдение за природой, творческие занятия. Никаких букв и цифр до 5 лет!