О секретах воспитания детей рассказал создатель проекта

О секретах воспитания детей рассказал создатель проекта "Гениальный ребенок" Ефим Шабшай

Все родители хотят, чтобы дети были лучше их: успешным, здоровым, счастливым, добрым, умным. Как этого добиться? В преддверии Международного дня защиты детей на вопросы о взаимоотношениях родителей и детей ответил создатель международного проекта “Гениальный ребенок» Ефим Шабшай.

Откуда тревожность

- Ефим Михайлович, действительно ли каждый ребенок рождается гением?

- Да. Я уверен в этом.

- Но ведь все дети такие разные…

- Малыш рождается здоровым, сильным - идеальным. Учеными уже доказано: нервная система грудного ребенка работает в миллион раз быстрее, чем у взрослого! Причем до 2 лет – одна скорость, потом уменьшается в разы. В этом и объяснение того, что все умения, связанные с двигательным центром (такие, на наш взгляд, сложные для крохи), приобретаются ребенком довольно быстро. Конечно, не без помощи папы и мамы. Но важно, чтобы, помогая ребенку, они не подавляли его таланты, не пытались сделать кальку с себя, либо реализовать то, что у самих не получилось.

- В ваших тренинговых центрах проходят занятия даже для самых маленьких деток и их родителей.  Есть ли универсальные “рецепты” решения таких проблем как «оторвать» плачущего ребенка от мамы при походе в сад? Как приучить его к самостоятельности уже в самом маленьком возрасте?

- Чаще всего это похоже на замкнутый круг: Дети находятся в страхе. Мамы переживают за ребенка – чтобы не упал, не сунул в рот какую-то гадость. Дети чувствуют тревожность мамы и сами начинают тревожиться. Плачущий ребенок – это следствие тревожности мамы, а не наоборот.

- Но ведь переживающая за свое чадо мама – это нормально.

- Не согласен. Мама тревожится за все, что видит и понимает. Но этого нельзя делать, именно мама при правильном распределении ролей в семье отвечает за спокойную атмосферу. Тогда и ребенок будет внимательным и спокойным. Вот ключ. То есть тревожная, издерганная мама сама порождает проблемы. Не надо воспитывать ребенка, все равно он будет похож на вас (английская пословица). Воспитывайте себя. Нет тревоги у мамы – нет тревоги у ребенка.

Игры разума

- Ефим Михайлович, если кратко – что такое разработанная Вами система Апгрейда для ребенка?

– Апгрейд - это обновление  установок ребенка в зависимости от того, что именно надо подправить - где привычку убрать, а где снять хроническое недовольство либо претензию к миру.

- Но как определить, что следует подправить?

- Для этого нет универсальной инструкции. Я больше 15 лет исследую некоторые темы и могу сказать, что нет типичных ситуаций - у каждого ребенка, в каждой семье все уникально. Для того, чтобы сделать диагностику мне надо пообщаться с ребенком, тогда видны его ключевые привычки, установки.  Например: мама и папа – спортсмены. Вопрос: будет ли тут реальный приоритет думать? Или родители – инженеры. Тогда кто будет заниматься спортом? Ребенок живет в среде, где он пожинает и впитывает в себя то, что есть. Как правило, мальчик повторяет поведение отца, а девочка «считывает» весь спектр маминых эмоций. И от того насколько широк диапазон впечатлений в семье зависит дальнейшая восприимчивость ребенка, если хотите, можно сказать – ощущение полноты жизни.

- При этом папа в семье должен действовать твердо, а мама – ласково?

- Да. Но ребенок в идеале должен видеть и другую сторону: если мама нервничает – папа успокаивает. Ведь во взрослой жизни ребенок обязательно будет получать удары, от которых в сердце «мама» будет «колоть», а «папа» будет успокаивать: «Надо поступить так-то и так-то. Все будет хорошо». Тогда это идеальная система - ребенок получил от родителей и любовь, и силу.

Привычка: что посеешь, то и пожнешь?

- То есть вы указываете родителям правильное направление в воспитании?

- Сначала идет диагностика, затем выявление слабых сторон, определяются полезные или разрушительные привычки.

- Делать зарядку - это привычка?

- …правильно вести себя за столом, держать ровную спину - это привычки, которые коренятся в теле. Если дочка хочет быть красивой («ты же у меня королева!») – оденьте ей корону, пусть ходит в ней по дому и держит осанку. Это поможет сформировать и закрепить полезную привычку. Дочка хочет быть красивой – значит, будет «носить корону», то есть делать все для достижения своей цели.

В образе

- Маленькие детки – ясельной, младшей группы – испытывают страх перед публичными выступлениями. Что нужно сделать для того, чтобы первый утренник запомнился только приятными моментами?

- Желательно проводить репетиции вместе с мамами. Не каждый ребенок согласится выйти на сцену, но если туда выходит мама - малыш начинает переживать и за нее, и за себя. В результате – на сцене оказываются оба.

- Конкретный пример: малыш жутко боится воды, темноты. Как убрать такой страх, скорее даже физический?

- Взять за руку, подвести к воде, и начать игру через образ: «Помнишь в мультике «Аватаре» стихию воды?» - «Да, помню». - «Вот же она, перед тобой. Давай ее потрогаем?» Далее легонько хлопайте ладошкой по воде, переливайте в руках, можно побрызгаться… и при этом медленно заходите по косточки. На следующий день – уже по колено, продолжая играть.
Страх темноты убирается тоже через образы и игру. Нужно показать, что темнота – это не страшно, а красиво. Например: «Есть животные, которых мы видим днем. Какие это животные?» Ребенок называет. «Но ведь существуют животные, которые выходят со своих убежищ только ночью. Знаешь таких? Давай поиграем в животных ночью. Вот представь, что ты – филин. Как делает филин?» - «Угу». Как только начинается игра «в большого и маленького филина» - уходит страх. Мамам и папам это вполне по силам. Не стоит повторять «не бойся!». Это не сработает – наоборот, ребенок еще больше будет бояться. Нужно пройти вместе с ним через образ – преодолеть рубикон страха перед водой, темнотой...

Умение слышать и услышать

- Интерес к новому, открытость миру – это привычка?

- Безусловно. Но это внутреннее качество нужно формировать в ребенке с раннего детства. И тогда человек без страха идет в новый процесс. То есть убрать страх ошибки. К примеру, ребенок выступил отлично, все аплодируют. Но в следующий раз он начинает уклоняться от выступления: «а вдруг не получится? и не похвалят?»

- В чем причина замкнутости детей?

- Ребенка не слышат. То есть мама «не здесь» - она в своих мыслях, в телефоне/ноутбуке, в стирке/готовке... Ребенок рассказывает что-то важное для себя, а в ответ рассеянное «да-да…». Через несколько безуспешных попыток подойти к родителям и поделиться чем-то, ребенок «забивает» на все и замыкается.

- То есть, общаясь с ребенком, лучше выключить телевизор, отложить домашние дела…

- Да. Если занимаетесь чем-то срочным, скажите: «Давай поговорим через час». Но обязательно вернитесь к разговору. Не надейтесь, что ребенок забудет. Он будет сидеть и ждать. Есть случаи, когда взрослые дяди и тети под 40-50 лет помнят именно такие ситуации с детства. Вот почему важно доверие, искренность и умение слышать. Причем не просто слышать, а услышать.

Хочешь понимания – понимай сам

- В чем все-таки основная ошибка современных родителей?

- Современные родители забывают о собственном примере для своих детей. И обязательно нужно быть искренними. Причем ВСЕГДА. Например, если человек стремится развивать свою память, свой интеллектуальный потенциал, свое тело – он тренирует их регулярно. За один вечер ведь мышцы не накачаешь. Так и с детьми: хочешь от них понимания – понимай сам. За один разговор много информации и образов в голову ребенка не вложить. И родители должны помнить: все, что сказано и сделано с эмоцией – запомнится гораздо лучше, яркие эмоциональные моменты запоминаются надолго. Так что включайте в себе творчество!

Беседовала Инна Куницкая


Справка

ШабшайЕфим Шабшай - автор технологий развития личности. Одним из наиболее популярных тренингов является программа «Гениальный ребенок», которая позволяет раскрыть таланты и возможности ребенка. Тренинговые центры, работающие на технологиях Шабшай, работают в Киеве, Донецке, Одессе, в Израиле. В 2013 году создан центр формата «Семейный клуб» в Казахстане. Ключевая особенность от других тренеров - подача информации не только в виде лекции ( то есть через обращение к интеллекту), а через спонтанные театральные постановки, когда участник семинара в мгновенно созданной ситуации может увидеть свои слабости, стереотипы, шаблоны поведения.

Официальный сайт - http://shabshai.com/

Полезная информация - https://www.youtube.com/watch?v=tyafDR4lihY