Новенький-готовенький, или Как влиться в коллектив

Новенький-готовенький, или Как влиться в коллектив

Прыгать, бегать, плавать, ловить, лазить – а потом вдруг читать, писать, считать, сидеть, выполнять… Стресс от 1 сентября – вещь неизбежная. Но он увеличивается во много раз, если ребенок идет в новую школу. Как ему вести себя, чтобы завоевать авторитет одноклассников и не стать белой вороной?

Так получилось, что в прошлом году я вынуждена была забрать сына-третьеклассника из прежней школы и перевести в новую, поближе к дому. Для Андрея это стало настоящей трагедией. Своих прежних одноклассников он знал еще с детского сада, со многими дружил, его уважали и считали лидером. Расставался, без преувеличения, со слезами на глазах – и с учениками, и с учителями. И все лето переживал, как его примут в новой школе.
 
1 сентября сын проснулся и сказал, что никуда не пойдет. Мы с мужем просили, уговаривали – он не хотел даже подниматься с постели. Пришлось в добровольно-принудительном порядке умыть, одеть, и папа повел его – заплаканного, с красными глазами – в новый класс. Я, сама не большой любитель новых компаний, с ужасом представляла, как тяжело ему будет влиться в сформировавшийся за три года коллектив со своими лидерами и нравами. Придумывала слова, которыми буду утешать его и уговаривать пойти на занятия на следующий день. С тяжелым сердцем пришла встречать его к школе. И что же? Мой мальчик, который еще несколько часов назад не хотел отпустить папину руку перед дверью класса, выбежал радостный, довольный, в окружении ребят, и стал взахлеб рассказывать о том, как здорово прошел первый день…
 
Конечно, 4-й класс – не 9-й, дети легче знакомятся и сходятся. Но это и не дошкольный возраст, когда можно подойти к любому на детской площадке и начать рассказывать о себе. Мальчики и девочки уже стесняются и переживают, какое впечатление они производят на других. Далеко не всем удается подавить застенчивость, проявить дружелюбие и продемонстрировать свои сильные стороны. Многое зависит и от учительницы – получится ли у нее мягко ввести новичка в коллектив. Нам повезло: Галина Павловна Иванусь – преподаватель с 45-летним стажем – смогла так представить Андрея, что ребята в первый же день признали его своим. Я попросила Галину Павловну рассказать о том, как облегчить привыкание школьника к новому классу и помочь ему адаптироваться.
 
Навести мосты
 
«Ребенок все чувствует так же, как взрослый. Вам будет комфортно в новой обстановке, среди незнакомых людей? Вряд ли, – рассуждает Галина Павловна. – Чтобы понять, что переживает ребенок, представьте себя на его месте – например, при переходе на новую работу. Как бы вы себя вели?»
 
Во-первых, наверняка поговорила бы с начальником и расспросила о коллективе. Во-вторых, возможно, нашла повод познакомиться с кем-то из будущих коллег чуть раньше. «Вот и с ребенком-новичком до начала занятий подойдите к учительнице, познакомьтесь, расскажите о своем сыне или дочери. Она покажет ему или ей класс, школу, расскажет об особенностях учебы именно в этом заведении, о детях, которые здесь учатся. Тогда будущий ученик не так растеряется 1 сентября», – советует педагог. Неплохо будет взять телефоны родителей двух-трех активных учеников и пообщаться еще и с ними. Спросить, чем интересуются ребята в классе, что собирают, какие секции посещают. Может, кто-то согласится встретиться – тогда ваш ребенок придет в школу, где у него уже будет приятель.
 
Поддержка родителей
 
Сколько бы мы ни подбадривали свое чадо, сколько бы ни внушали ему, что «все будет хорошо», и ни рассказывали, что бывали в его шкуре, – это не решит проблемы. Для ребенка предстоящая ситуация – настоящее испытание, и его не успокаивает факт, что родители когда-то успешно прошли через то же самое. Психолог Леся Антонова предлагает уменьшить беспокойство ребенка с помощью следующих приемов.
 
Ангел-хранитель. Будущему первоклашке, который боится оказаться без родителей, расскажи историю о том, что на его плече будет сидеть невидимый ангел-хранитель, который поможет в случае трудностей и никому не даст Машу (Петю) в обиду. И если малышу будет неуютно, с ним можно тихонько поговорить. Объясни, что ангел-хранитель есть у каждого из нас, что он оберегает нас от неприятностей и на него можно положиться. Хорошо вместе прочитать молитву.
 
Позитивный сценарий. Попроси ребенка рассказать об идеальном дне в новой школе. Каким он его видит? Этот рассказ должен быть в настоящем времени: «Я вхожу в класс, на меня все смотрят и т. д.» Пусть повторит его перед сном. Озвучивая желаемое, человек программирует положительный сценарий.
 
В школу идет… двойник. Бывает, что ребенок получил негативный опыт в предыдущей школе – его обижали, не замечали, не признавали. Теперь он очень боится повторения сюжета. Переход на новое место учебы – шанс по-новому построить отношения и с учителями, и с одноклассниками, исправить свои ошибки. Пусть ребенок расскажет, каким бы он хотел быть – общительным, веселым, знающим. А затем представит, что он превратился в своего двойника с таким замечательным характером. Двойник не боится шутить, знакомиться, улыбаться девчонкам или мальчишкам. И в любой ситуации, которая вызывает у ребенка страх, действует его двойник… Заметь также, что в новой школе никто не знает о его неудачах и никто не станет смотреть на него, как на белую ворону.
 
Талисман. Перед выходом из дому дай ученику какую-то мелочь в качестве талисмана, приносящего удачу: гипсовую фигурку, монетку, украшение. И проводи его в этот день хотя бы до ворот школы.
 
По одежке встречают
 
К новенькому отношение всегда настороженное: что за зверь, как себя поведет? Но, с другой стороны, у него есть преимущества: он – центр внимания, к нему прикованы все взгляды, его личность вызывает интерес, который уже давно не вызывают другие одноклассники. Как он сейчас себя проявит, такое место ему и определят в классе: первое впечатление самое сильное. Если уж дети решат, что он авторитет, то это надолго. Если навесят ярлык – «выскочка», «шут», «принцесса», – то придется приложить много усилий, чтобы от него избавиться. Поэтому очень важен момент первой встречи.
 
Для младших школьников большую роль сыграет то, как именно учитель представит новенького и введет в коллектив. «Узнав заранее об увлечениях ученика, вкратце характеризую его перед классом, – рассказывает Галина Павловна. – Прошу детей понять его чувства и вспомнить, как они сами были новичками. Затем все ученики становятся в круг, называют свои имена, подают друг другу руки, улыбаются. Такая приветливая атмосфера позволяет им расслабиться. В первый день стараюсь дать новичку возможность проявить себя и свои таланты, вызываю на уроках, если тянет руку. Когда играем на переменах в подвижные игры, отдаю ему лидерство. Так дети легче принимают его».
 
Старшеклассники не играют на переменах в игры. И тут только от подростка зависит, как его примут. Лучшая тактика, по совету Леси Антоновой, – не стараться сразу раскрыться и завоевать доверие, а вести себя приветливо, непринужденно, но вместе с тем скромно. «В каждом классе есть своя иерархия и свои правила. Новичку важно показать: он готов их принять. Плохо замыкаться в себе – есть риск остаться незамеченным. Но и лезть на рожон, показывая, какой ты умный и классный, не нужно – выскочек не любят. Не старайся всем понравиться, ни перед кем не заискивай.
 
Ребята после лета будут делиться впечатлениями, смеяться. Не стой в стороне, подойди, спроси: «А можно и я послушаю?» Слушай, кивай, улыбайся, но не перебивай и не лезь в разговор, пока не спросят. А не спросят – не нужно. Чем меньше о тебе сейчас знают, тем больше к тебе интерес», – дает психолог «советы по выживанию» подросткам.
 
Чтобы растопить корочку льда, отгородившую его от класса, новичок может попросить ребят показать школу, спросить, где находится столовая, вкусно ли там кормят, кто преподает физкультуру, проходят ли в школе какие-то внеклассные мероприятия и т. д. Перед тем как идти домой, обязательно со всеми попрощаться: «Счастливо, пацаны (девчонки), до завтра!», «Всем пока-пока!», тем самым демонстрируя свой позитивный настрой и желание влиться в компанию.
 
Стоит заметить, что социализация мальчиков и девочек происходит по-разному. Девчонки настроены более дружелюбно, они легче примут новенькую, если она не будет слишком ярко выделяться на их фоне. Мальчишки же начнут провоцировать нового ученика, задираться, может, даже придется подраться. Но лучше обойтись без этого. Сыну посоветуй вести себя приветливо, но «наезды» и оскорбления жестко пресекать.
 
Как выделиться, не выделяясь
 
Первый день прожит – самое страшное позади. Но есть еще второй, третий, четвертый… И вот тут перед ребенком возникает сложное задание: обратить на себя внимание, заставить коллектив уважать себя, но не прослыть хвастуном и выскочкой.
 
Как продемонстрировать свои сильные стороны, каждый ищет сам. Родители могут подсказать, направить, помочь подготовиться к урокам, найти дополнительный материал, чтобы ученик заинтересовал класс интересным сообщением или удивил знанием иностранного. Моему сыну сыграло на руку неплохое умение рисовать: на тему «Как я провел лето» он изобразил себя с дедушкой в музее авиации – и этот рисунок привлек всеобщее внимание. Кто-то хорошо поет, кто-то отлично бегает или прыгает в длину, кто-то красиво декламирует стихи – пусть ребенок не боится себя проявить. Его умение не останется незамеченным и наверняка вызовет одобрение, а то и восхищение (даже на фоне зависти, которая как среди детей, так и среди взрослых – явление нормальное).
 
Но педагоги предостерегают завоевывать ложный авторитет, хвастаясь вещами (мобильный последней модели, дорогие туфли), достижениями родителей («А у меня папа…»), жизненными благами («Да у нас в семье у каждого машина», «Мы живем в крутом районе»). Во-первых, в классе наверняка есть дети, живущие намного скромнее: они будут чувствовать себя подавленно, а значит, сразу невзлюбят хвастуна. Во-вторых, даже если это «крутая» школа, где такие разговоры – норма, нужно учить ребенка не поощрять вещизм и ценить людей за их личные качества, а не за стоимость и престиж окружающих их предметов. Объясни сыну или дочери, что в ситуации, когда дети хвастаются материальными ценностями, лучше просто промолчать или отвечать уклончиво: «Не хуже, чем остальные», «Живем, как все», «Достаточно», «Хватает» (денег в семье), «Не самый плохой» (мобильный, автомобиль). А если начнут «брать на слабо», ответить: «Просто я не придаю этому большого значения».
 
Если его не принимают
 
Причина кроется, как правило, в самом ребенке. Чаще всего изгоями становятся замкнутые и необщительные дети либо, наоборот, яркие индивидуальности, сильно отличающиеся от других. Любая черта, выделяющая ребенка среди сверстников, как во внешности, так и в характере, может спровоцировать «особое отношение» одноклассников. Чрезмерная полнота, очки, заикание, излишняя медлительность или вспыльчивость – и новичку дарят обидные прозвища, не принимают в игру, дразнят.
«Когда я вижу, что ученик замкнут, держится в стороне от всех, в играх ведущую роль отдаю именно ему, ставлю его примером для других, – рассказывает Галина Павловна. – Учителю важно в каждом ученике найти достоинства и подчеркнуть их». Она советует: если в прошлой школе у вашего сына или дочки были проблемы с общением, стоит заранее предупредить об этом педагога – он будет более внимательным и тактичным.
 
Родителям в этой ситуации важно помочь ребенку сформировать позитивную самооценку, убедить, что он не только не хуже других детей, но и имеет ряд талантов, которыми может гордиться. Заручившись вашей поддержкой, он сможет завоевать интерес одноклассников. Организуйте с мужем, например, поход в лес для всего класса – с костром, кулешом, песнями. Запишите сына или дочь на игру на гитаре либо современные танцы – эти умения всегда поднимают авторитет в подростковой среде. Устройте праздник дома и позовите компанию, в которую хочет влиться ребенок. Если вы или ваш муж фотографируете, вы можете организовать для ребят веселую фотосессию на природе. Проведите экскурсию для класса на свои предприятия… Идей много. Важно не оставлять ребенка в стороне с его проблемами, а принимать участие в его жизни, внушая, что он способный, сильный и многого добьется. Вера в себя позволит ему не потеряться и найти свое место – как в классе, так и в жизни.
 
Стоит ли менять школу?
 
Переход на новое место учебы – серьезный стресс для ребенка. Но одновременно и хорошая закалка. Мы попросили людей, которые в детстве меняли школы, вспомнить о своих ощущениях.
 
Алла Март, 35 лет, пиар-специалист
Научилась наблюдать
 
Мне пришлось поменять школу трижды: в 3-м, 5-м и 9-м классах. Самый сложный переход, пожалуй, был из 4-го в 5-й класс. Потому что мы переехали в другой район, да к тому же поменялась система обучения – нужно было привыкать не только к ученикам, но и к учителям. Но мне повезло: я легко вписывалась в коллективы, часто встречались хорошие люди. Считаю, что это был отличный опыт – теперь я без труда вхожу в любую компанию, смена работы не становится для меня испытанием. Я выработала «позицию новенького»: не активничать поначалу, а спокойно наблюдать и анализировать. Жалею только, что из-за частых переходов у меня нет друзей, как говорят, с песочницы.
 
Антон Моргуненко, 30 лет, бизнес-тренер
Не повторил школьной ошибки
 
Я поменял четыре школы, в 7-м, 10-м, и 11-м классе. Самым сложным был первый переход. Почему? В своей прежней школе я сразу занял авторитетную позицию, т. к. обладал самым громким голосом и был самым высоким. И хотя характер у меня неагрессивный, все задиристые ребята стремились добиться моего расположения.
Перейдя в новую школу, я, как понимаю теперь, использовал привычную модель поведения и ожидал всеобщего расположения. Но, разумеется, все прошло не так гладко. Пришлось даже драться. Помню, моей маме на родительском собрании сказали: «Ваш сын въехал в класс на нашем самом задиристом ученике» (а я буквально после драки оседлал его). Потом было еще два перевода. И тоже непростых.
 
А примерно через 15 лет, во взрослой жизни, я попал в похожую ситуацию, но на этот раз решил ее по-другому. Мне нужно было войти в уже сложившийся рабочий коллектив в должности коммерческого директора. Я не повторил школьной ошибки и влился в группу без «ментальных драк» и враждебности. Считаю, что перемена школы – это урок на развитие адаптивности и эмоционального интеллекта. Урок часто жестокий. После него ребенок может стать как более замкнутым, так и более харизматичным.
 
Айгуль Козак, 31 год, банковский служащий
В пионеры приняли дважды
 
Мой отец был военным, и в детстве я часто переезжала с родителями из города в город, но не помню, чтобы смена школ доставляла особенные проблемы. Я училась на отлично, и это меня выручало. Ведь программа по всему Советскому Союзу была идентичной, то есть во всех школах изучали одно и то же и по одинаковым учебникам. Получалось, что вливаться нужно было только в новую тусовку, но не в учебный процесс. Случались, конечно, и казусы, например, в пионеры меня приняли дважды, но в обеих школах – в первых рядах за хорошую успеваемость.
 
Наверное, теперь родителям не так легко менять школу для ребенка: разные программы, учебники, школы разного уровня… Хотя став мамой, я поняла, что главное – это родительский настрой. Если мама настроена на позитив и не боится трудностей, то и у ребенка все будет получаться, вне зависимости от того, меняет он школы или учится в одной с первого класса до последнего.

Как определить, что он в стороне

Даже хорошие оценки – не гарантия того, что ребенок нашел место в коллективе. Определить, что у него проблемы с общением в новой школе, можно по таким признакам.
 
  • Сын или дочь ходит в школу с явной неохотой, а выходных ждет, начиная с понедельника.
  • Ему никогда не звонят одноклассники, и он никому не звонит.
  • Сразу после уроков он идет домой, никогда не остается поиграть с друзьями.
  • В новой школе он учится уже несколько недель, а ты еще не знаешь никого из его класса.
  • На все расспросы о школе отвечает неохотно, говорит, что в прежней было лучше.
  • Начал особенно комплексовать по поводу своей внешности или отсутствия каких-то атрибутов (мобильный не той модели, старые кроссовки и т. д.).
NB! Очень важно поговорить по душам. Возможно, понадобится помощь психолога. Игнорировать ситуацию нельзя: ведь в детстве закладываются самые сильные комплексы.