Дошкольное воспитание детей: 3 золотых истины от знаменитых педагогов

Дошкольное воспитание детей: 3 золотых истины от знаменитых педагогов

Дошкольное воспитание и развитие ребенка – особенная задача для пап и мам, потому что это первый шаг всей семьи во взрослую жизнь малыша.

Именно во время подготовки к школе и дальнейшем поступлении ребенок нуждается в большой поддержке и помощи родителей. Как же правильно воспитывать ребенка дошкольного возраста? Давай обратимся к советам знаменитых педагогов.

Принцип Марии Монтессори

По мнению знаменитой Марии Монтессори, ребенок растет и формируется сам, рождаясь непохожей на других личностью – со своими особенностями, пристрастиями и стремлениями. Индивидуальность ребенка надо беречь и ценить, ведь ее очень просто сломать. По словам Монтессори, принуждая ребенка к чему-либо, мы лишь тормозим его развитие, мало того, принуждение может вызвать у ребенка агрессию, проявление злобы и истерики.
Как говорила великий педагог, ребенок растет не потому, что он ест, дышит и находится в подходящих ему условиях. Малыш растет потому, что так проявляется данная ему жизнь. И главная задача педагога в том, чтобы «разбудить дремлющую иногда в нем жизнь и направить ее, давая ей свободу самой развивать свои индивидуальные стороны».

Принцип супругов Никитиных

Супруги Никитины были первыми на советском пространстве, кто смело заявил о том, что детям нужна свобода, а не строгий, поминутный режим. Они всячески поощряли активность своих детей, разрешали им практически все – от пробежек зимой по снегу до самостоятельных занятий чтением.

Никитины отрицали все традиционные программы и графики, нашли в себе силы и мудрость противостоять традиционной педагогике, которая утверждает, что распорядок жизни ребенка должен быть расписан по минутам, часа и годам, что постигать науки можно только по написанным и утвержденным программам под чутким руководством педагогов. Никитины верили в то, что дети могут сами определять, чем им лучше заниматься в определенный отрезок времени. Например, среди игрушек всегда были кубики с буквами и азбука, и детки сами с интересом изучали их и учились читать. Не без подсказки родителей, конечно же. Что удивительно, их пышущие здоровьем, закаленные и физически крепкие дети начинали читать и писать намного раньше своих сверстников, которые занимались по традиционной схеме.

Принципы Юлии Гиппенрейтер

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, автор многих книг по педагогике, в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» прописала очень важные принципы дошкольного воспитания ребенка.

Отправной точкой воспитания Юлия Борисовна назвала принцип безусловного принятия ребенка – то есть принцип безусловной любви к ребенку не за его красоту, ум, способности, оценки и помощь, а просто за то, что он существует.

Как часто родители говорят своему ребенку: «Если будешь хорошим, я буду тебя любить». То есть ребенку сообщают, что его принимают условно и любят его при определенных условиях, формируя таким образом оценочное отношение к окружающим.

Причина таких ошибок в вере взрослых, что награды и наказания – главные средства воспитания. Мы полагаем, что если хвалить ребенка – он станет лучше и добрее, если наказывать – зло, которое есть в нем, отступит. Но беда в том, по мнению Юлии Борисовны, что зачастую бывает наоборот: чем больше детей ругают, тем хуже они становятся. Так происходит потому, что правильное воспитание детей – это не дрессировка. И родители даны не для того, чтобы вырабатывать у ребенка условные рефлексы. Папа и мама даны ребенку для принятия, понимания и любви.