Как научить ребенка распоряжаться деньгами

Как научить ребенка распоряжаться деньгами

С какого возраста следует выдавать малышу наличные на карманные расходы? Как научить его распоряжаться своими средствами?

С какого возраста следует выдавать малышу наличные на карманные расходы? Как научить его распоряжаться своими средствами? Советы психолога помогут сформировать и у малыша, и у подростка правильное отношение к деньгам!

Мама, сегодня Коля принес в садик такую машинку — большую, с радиоуправлением! Ему на день рождения подарили. Купи мне такую же! А еще — трансформер, как у Жени, и большой конструктор, как у Вадика«, — просит четырехлетний сын. И не важно, что детская забита игрушками почти под потолок. «У всех девочек есть домик для Барби, только у меня нет!» — сетует шестилетняя дочь. «Мне нужен нормальный цветной мобильный, а не этот, дореволюционный!» — требует тринадцатилетний подросток. А как быть с деньгами на карманные расходы? Некоторые родители решают вопрос радикально: покупают проездной, телефонную карточку и оплачивают питание в столовой. Нет ни копейки денег, которые ребенок мог бы потратить сам. Вряд ли это правильный метод. Делая самостоятельные покупки, ребенок приобщается к миру взрослых, ощущает себя значимым, практикуется в математике и учится распоряжаться финансами, что весьма ему пригодится в будущем. Но как сделать, чтобы еженедельные взносы в детский фонд не привели к вымогательству со стороны любимого чада?

От первых покупок к личному бюджету

«Однажды мама не купила мне красивые сапоги: вместо них мне достались те, что подешевле. Детскую обиду помню до сих пор, хотя прошло уже больше двадцати лет. Конечно, теперь я понимаю, что у мамы просто не было денег, нас с братом она воспитывала одна», — вспоминает Наталья.

По статистике, около 70% детей школьного возраста понятия не имеют, из чего складывается семейный бюджет и сколько зарабатывают их родители. А дети 9-12 лет не понимают значения денег — для них нет разницы между зайцем за 30 грн. и самокатом за 180. Объясни, что такое деньги, как можно раньше.

А как только малыш научится хорошо считать, расскажи, но без назидания, что сколько стоит. Здорово ходить с ребенком на рынок и в магазин, отправить подростка оплатить счет за коммунальные услуги в сберкассе. Помимо ощутимой помощи родителям, чадо поймет, что продукты в холодильнике не появляются по мановению волшебной палочки, а привычка не выключать свет и воду «накручивает» счетчики. Не бойся обсуждать семейные траты при ребенке и старайся по возможности учитывать и его мнение. Имеет смысл, рассказывая о какой-то вещи, подчеркивать, сколько человек трудилось, чтобы ее сделать. Тогда ребенок вряд ли испишет стену в подъезде и сломает песочницу во дворе. Кстати, когда малыш портит одежду или мебель, не нужно прямолинейно говорить, что все это дорого стоит. Порвал джинсы — «Жаль, они тебе шли», сломал стул — «Придется купить новый, а поход в цирк пока отложить».

Малыш, который понимает цену деньгам, вряд ли закатит истерику в магазине по поводу той или иной игрушки. Он постарается на нее скопить!

К слову, деньги на карманные расходы ребенку стоит давать, несмотря на «полный пансион». Несколько гривен в неделю — на покупку игрушки или мороженого. Недаром в некоторых странах, например, в Германии, родителей в законном порядке обязывают выдавать своим отпрыскам наличность. Конечно, ты сможешь купить ему все сама, но, имея карманные, ребенок учится планировать траты.

Первые личные деньги ребенок спустит быстро, иногда за несколько минут. Контролировать, как он их тратит, не нужно. Но обязательно объясни, на какой срок выдается сумма и что просить деньги раньше — пустая трата времени.

Компенсация подарками

«Мой пятилетний сын каждый день требует купить игрушку или „Киндер-сюрприз“. Я редко отказываю ему в этом — много работаю, и на общение времени остается совсем мало, хочу хоть чем-то порадовать ребенка. Но Андрюша начал хитрить: сначала выпрашивал у дедушки и бабушки металлические гривни и складывал себе в копилку, а недавно вытащил несколько монет из кошелька у папы», — озадачена Виктория.

Не стоит восполнять недостаток внимания подарками или деньгами. Попробуй примириться с ситуацией — во-первых, наверняка ты хочешь реализоваться не только как мать, хозяйка и жена, но и как профессионал. Во-вторых, собираясь работать, ты уже сделала свой выбор и продумала компромиссы: хороший садик и няня, обязательное общение вечером и по выходным — сказка на ночь, игра, совместное рисование или лепка. Не стоит мучиться комплексом вины по поводу того, что ты работаешь, а не проводишь время с ребенком. Важно не количество, а качество! А дети отлично чувствуют родительскую слабину и очень быстро учатся извлекать из нее пользу. Попробуй договориться с ребенком: «Новую игрушку я буду покупать тебе раз в месяц, сразу после зарплаты, а „киндер“ — раз в неделю, иначе зубы могут испортиться» или «Давай условимся, что каждый день я буду давать тебе монетку, и ты сможешь накопить на то, что хочешь, но брать без спросу — недопустимо».

Если у маленького ребенка есть склонность закатывать истерики в магазинах игрушек, просто обходи их стороной — не провоцируй его. Объясни, что дорогие игрушки появляются по особенным датам.

Плата за оценки

«У сына были серьезные проблемы с одним из предметов. Чтобы как-то его заинтересовать, мы решили платить ему за хорошие отметки. Сейчас он неплохо учится. Но требует теперь отдельную плату за вынос мусора или поход в магазин», — обеспокоена С. В.

Обсудите успеваемость ребенка — без крика и обвинений. Договоритесь, что если он улучшит отметки в табеле за семестр или четверть, получит, скажем, вожделенный мобильный телефон (недорогой) или поедет с классом на экскурсию. Вместе придумайте достойный приз!

Что касается домашней работы, родителям необходимо очертить круг обязанностей ребенка по дому, например, он должен поддерживать чистоту и порядок в собственной комнате, выносить мусор или пылесосить ковер в гостиной. Это — прямые обязанности, которые не оплачиваются, ведь мама не требует отдельную плату за приготовленный ужин! А если ребенок будет следить за комнатными растениями и менять наполнитель в туалете для кошки или, например, ходить в магазин, то получит поощрение. Между прочим, так он научится правильно считать сдачу. Можно дать ему 40 грн., когда продукты стоят 38, и все, что останется, — награда за труды.

Если хочешь заинтересовать ребенка учебой и подтянуть его по проблемному предмету, лучше не платить ему деньги, а нанять репетитора. Ученик должен понимать, что хорошие оценки нужны в первую очередь ему, а не родителям.

Учимся планировать расходы

Важно сформировать у ребенка волю, чтобы он мог обуздать свои желания, понимать, откуда берутся деньги, и тратить их с толком.

  • Чем раньше ты познакомишь ребенка с деньгами, тем лучше. В 3-4 года можно позволить приобрести что-либо самому, а в 5 выделить энную сумму на самостоятельные покупки.
  • Не пытайся заменить внимание деньгами и подарками. Конечно, иногда проще накупить крохе хороших игрушек, чтобы он чем-то был занят, а самой в это время сделать что-то полезное. И ничего страшного тут нет, если это не превращается в порочный круг. А ведь ребенок еще не понимает, что внимание родителей заменилось покупками, но происходит искривление в его психике: внимание — это только подарки.
  • Отлично, если дети видят, как зарплата раскладывается на стопки — квартира, продукты, одежда и самая маленькая стопка — на удовольствия.
  • Нет смысла постоянно рассказывать о деньгах и о том, как тяжело их зарабатывать. Дети лучше воспринимают, когда чувствуют и видят. Чтобы ребенок знал цену каждой копейке, хорошо обратить внимание на человека, который делает тяжелую работу. «Смотри, наш дворник каждый день убирает подъезд и двор и получает за это 200 грн. Как раз столько стоит небольшой конструктор «Лего».
  • Ребенок не может не замечать, что один его одноклассник пользуется дорогим мобильным, а у другого нет денег даже на завтраки. Объяснить, почему так происходит, сложно. Просто говори ему: «Не смотри на тех, кто идет впереди, оглянись — есть ситуации гораздо хуже, чем у тебя». В принципе, период «хотения» малыши переживают с 7 до 10 лет.
  • К подростковому возрасту они начинают понимать, что хоть и встречают по одежке, провожают все-таки по уму, и годам к 13-14 чадо уже умеет себя контролировать и осознавать престиж ума, умения общаться. Важно в воспитании не пропустить период «хотения», отнестись к нему адекватно и не идти все время на поводу у ребенка. Ведь у кого дети с истериками требуют денег? У того, кто их к этому приучил!