Родителям первоклассника: 7 советов психолога Светланы Ройз для облегчения адаптации в сентябре

Родителям первоклассника: 7 советов психолога Светланы Ройз для облегчения адаптации в сентябре

Сентябрь у первоклассников и их родителей - период адаптации детей и взрослых к новой жизни. От того, как все пойдет (как пройдет первый класс) зависит очень многое в восприятии школы, учебы, успеха. Помоги своему первокласснику адаптироваться и не забывай о том внутреннем ребенке, который живет в тебе: он ведь тоже пошел в школу. Советы психолога Светланы Ройз помогут и детям, и родителям.

Первый класс - серьезное испытание для маленького школьника и его родителей. Психологи считают, что лучше все-таки, если ребенку уже есть 7 лет перед поступлением в школу. Ему легче адаптироваться, он в состоянии воспринимать и усваивать информацию. Но даже такие "большие" дети очень устают в сентябре. А мамы и папы, которым нужно организовать доставку в школу и из школы, контроль и поддержку, тоже в стрессе. Чтобы период адаптации к школе прошел мягко, постарайся нормализовать режим (свой и детский) и настройся на то, что все твои детские переживания дали тебе бесценный опыт, но это не означает, что у твоего ребенка будет злой учитель, проблемы с одноклассниками или с математикой.  Советы Светланы Ройз помогут тебе и малышу-первокласснику. И, пожалуйста, не говори: "Мы пошли в первый класс!". Перерезай уже пуповину, ок?

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Какой завтрак самый полезный для школьника

1. Сделай так, чтобы твой школьник мог побегать после учебы, поиграть (на улице, а не за компьютером). Отлично, если есть возможность покататься на велосипеде или сходить попрыгать на батуте. Не ругай ребенка за то, что не может сидеть смирно на уроке и бегает на переменках (это сделает учитель, если он не понимает, что такое поведение нормально, ты уже можешь не усугублять). Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально. Давай саму разную поддержку: телесные и эмоциональные поглаживания (массаж, больше объятий, приятные слова, похвалу, уверенность, что все получится).

2. Если ребенок - единственный ребенок в семье, если он не был в садике, то он не привык к шуму, постоянному присутствию других  рядом, прикосновениям, необходимости учитывать интересы других и наличие других в пространстве. Он будет сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию). С таким первоклашкой нужно чаще играть в контактные-телесные игры: бороться, тискаться, драться подушками, делать массаж в игровой форме: прощупывать пальчики, стопочки, голени... ушки и носик тоже. Такие игры позволяют малышам вернуться в свои границы, почувствовать тело, уменьшить напряжение и потренировать тело для контакотв.

3. Посмотри на учитальницу. Только спокойно. То, что тебе не нравится в ней, может быть вообще незначительным для ребенка. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от тебя, ребенок может ее побаиваться. Это нехорошо. Объясни, что учитель говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали. Чтобы снять испуг,  играйте: в шумелки, рычалки и в кричалки. Побудьте семьей симпатичных собачек и весело полайте друг на друга (взрослым тоже иногда полезно так поиграть). Вообще, игра помогает очень и очень. если ребенок не привык делать что-то, когда не обращаются лично к нему, поиграйте с мишками и куклами в школу. Говори: ""Діти, розгорніть, будь ласка, зошити (підручники, щоденики). Зараз запишемо..." Смотри, чтобы ребенок привыкал реагировать на такие просьбы.

первый класс
 

4. Для того, чтобы облегчить адаптацию, в первые недели сентября вместе с другмим родителями устрой встречу деток-одноклассников в игровом центре или устрой пикник, приглашай потенциальных друзей в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее начнут сосредотачиваться на учебе. 

5. В классе можно сделать коллаж из фотографий мордашек деток, когда ребенок приходит в класс и видит себя среди других, он сразу чувствует, что у него есть место и он свой. Можно просто обрисовать ладошки на  ватманах, подписать внутри каждой имена и развесить на стенах...

6. Убедись, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься и не боится это делать. Он же с таким не сталкивался: дома и в саду все было по-другому. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если малыш  тратит силы на то, чтобы что-то удержать (не обписаться), то тут уже не приема новой информации...

7. Обязательно после школы задавай вопрос: "Что было хорошего?". 
Конечно, нужно затем поговорить о плохом. Особенно если вы заметили, что малыш стал слишком раздражительным или вялым, что играет в "кричащего учителя" или "наказанного ученика". Малыш должен понимать, что дома может рассказать абсолютно обо всем на свете и получить поддержку. 

Для мамы главный совет: не накручивай спебя переживаниями и паникой - от этого ребенку только хуже. Представляй, как малышу легко и приятно учиться, как много у него друзей, как ты ведешь его в школу и улыбаешься, радостная и красивая!

Что касается практики, то очень помогает готовить всю одежду (и для себя тоже!) с вечера, прописать меню на неделю (включая продукты, которые ты будешь давать в школу) и по возможности на выходных купить все необходимое. Организуй себе 7-8 часов сна. Иначе твое истощение рано или поздно передастся ребенку.

На выходных устраивай себе и всем остальным полноценный отдых. Следи за акциями и скидками в магазаинах, кафе и ресторанчиках, чтобы уменьшить количество готовки хотя бы в выходные. И не забывай заглядывать в нашу рубрику "кухня": мы даем полезные рецепты, которые легко и быстро готовятся.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Если ребенок-школьник влюбился: совет психолога

Фото: изображение используется по лицензии shuttersctock