5 техник на развитие творческих способностей

5 техник на развитие творческих способностей

Мы привыкли считать, что творческий подход нужен лишь людям искусства и совершенно не совместим с бытом. Однако оригинальные идеи могут здорово помочь в повседневной жизни. Научись думать и поступать нестандартно!

Сколько раз ты завистливо разглядывала работу известного дизайнера или художника, думая про себя: «Надо же, какой талант! Вот бы и мне иметь творческую жилку!» Спешим тебя обрадовать: ты – креативщица ничуть не хуже, просто пока не разбудила спящие в тебе способности. Конечно, ты можешь возразить: мол, где же мне проявлять свою креативность? Усаживая ребенка на горшок? Стирая постельное белье? Моя пол в ванной?! Представь себе – да! Ежедневная рутинная работа потому и кажется нам такой скучной, что, выполняя ее, мы действуем как автоматы – никакого полета фантазии. А вот моя знакомая Ира приспособилась убирать при помощи… танцев! Все очень просто: включает подходящую музыку, закрепляет на тапках половые тряпочки – и вперед! А другая знакомая, Света, очень хотела перекрасить стены в детской, но денег на полноценный ремонт не хватало. Только и было, что несколько баночек краски разных цветов. Света подошла к вопросу творчески, да еще и ребенка подключила. Они вдвоем с дочкой, окуная ладошки в краску, раскрасили стены разноцветными отпечатками. Получилось очень интересно! Из этого можно сделать вывод: креативно и нестандартно можно решить массу бытовых проблем. Но для начала познакомимся с различными техниками, которые помогут тебе разбудить «спящее» правое полушарие мозга – именно оно отвечает за наши творческие способности. А для решения бытовых задачек воспользуйся готовыми креативными методиками. Их уже давно взяли на вооружение те бизнес-компании, которые поощряют нестандартный подход – и эти схемы приносят неплохую прибыль. Почему бы не перенять их, чтобы сделать повседневную домашнюю работу интересной и даже захватывающей?

Техника №1

Ментальные карты: расширяй границы разума

Отправляясь за покупками, Алина никогда не пишет список необходимых продуктов. Вместо этого она берет цветные карандаши и… рисует его! Уверяет: так лучше запоминается, что надо купить, к тому же поход в магазин превращается в интересную игру. Ведь наш мозг лучше воспринимает картинки, а не слова. Именно на этом свойстве основан принцип ментальных карт. Его создатель, англичанин Энтони Бьюзен, утверждает: его метод соответствует структуре человеческого мышления – ассоциативного, иерархического и визуального. Применение ментальных карт развивает память, образное мышление, помогает в принятии решений и выборе правильной стратегии достижения цели.

Описание техники. При создании ментальных карт вместо линейной записи, к которой мы привыкли в школе, используется радиальная. То есть главная мысль (заголовок) помещается в центр листа – и наше внимание автоматически концентрируется на самом главном. От центрального объекта расходятся ветви, на которых размещены емкие слова или визуальные образы.

Итак, приступаем! Скажем, ты планируешь отправиться в отпуск, но не можешь решишь, как его провести. Сядь за стол, возьми лист бумаги и фломастеры.

Ключевое понятие. В центре листа напиши слово «отпуск» и нарисуй забавную картинку – солнышко, горы, телевизор – словом, тот предмет, с которым у тебя ассоциируется отдых. Не беда, если рисунок выйдет слегка корявым – главное, чтобы ты понимала, о чем идет речь.

Ассоциации. Теперь от центрального образа проведи в разные стороны разноцветные «ветки» – они будут означать те образы, которые приходят тебе в голову при слове «отпуск». Например, одна веточка – это путешествия, другая – друзья, третья – удовольствие. К каждому понятию подбери и пририсуй картинку-иллюстрацию.

Детализация. Теперь расшифруй для себя каждую ветку. Например, от ветки «путешествия» проведи еще несколько веточек – по числу мест, куда тебе хотелось бы поехать. От ветки «друзья» – веточки с именами людей, с которыми тебе бы было приятно провести отпуск, и так далее. Итак, у тебя «вырисовалось» сразу несколько вариантов отличного отпуска. Можно продолжить: от веточек с названиями курортов провести еще, поменьше – на них ты обозначишь стоимость такого отдыха и узнаешь, какой из них тебе сегодня по карману.

Для рисования ментальной карты используй не более семи цветов, слова лучше писать крупными печатными буквами. Карта рисуется «на одном дыхании» без особых раздумий, как ребенок рисует картинку цветными карандашами.

Где применяем? В принципе, ментальными картами можно пользоваться где угодно. Например, для лучшей организации генеральной уборки, чтобы сообразить, что надо сделать и с чего лучше начать. Или когда тебе надо принять решение: какую технику лучше купить, в какую школу отдать ребенка, как провести выходные. Или если тебе, как Алине, надо запомнить какую-то информацию, от списка покупок до названий комнатных цветов.

Техника №2

Мозговой штурм: активность приветствуется

Таня задумала заняться своей фигурой. А для того, чтобы выбрать метод похудения, организовала мозговой штурм. Через полчаса у нее был готов собственный рецепт! Правда, для того, чтобы выбрать оптимальное средство стать стройной, она перебрала множество вариантов – от традиционных до самых нелепых, например, голодать в течение недели. Кстати, эта бредовая на первый взгляд мысль натолкнула ее на другую, более полезную: устраивать раз в неделю разгрузочный день. Смысл мозгового штурма в том, что среди массы идей, которые приходят тебе в голову, ты отбираешь самые перспективные.

Описание техники. «Штормить» можно как в одиночку, так и с компанией. Например, вы с мужем задумываетесь о том, как увеличить семейный бюджет, не слишком экономя. Усаживайтесь за стол и начинайте мозговой штурм!

Постановка проблемы. Это очень важный этап. Надо четко сформулировать задачу, которая перед вами стоит: как увеличить доходы? Запишите на листе этот вопрос.

Генерация идей. Проговаривайте и записывайте все возможные варианты, даже те, которые покажутся вам с мужем абсурдными: попробовать заработать в сетевом бизнесе, открыть интернет-магазин, заняться разведением породистых котят, сделать ремонт соседям, подрабатывать ночным сторожем... Нестандартные идеи только приветствуются! Все свои мысли обязательно фиксируйте на бумаге.

Группировка, отбор и оценка идей. Теперь детально рассмотрите каждую из своих идей. Есть ли в ней привлекательная сторона? Какие недостатки? Насколько она реальна? Скажем, мысль об интернет-магазине имеет свои привлекательные стороны. А можете ли вы ее осуществить? А если через интернет предлагать услуги по ремонту? Таким образом вы соедините две идеи в одну – суперидею!

Где применяем? Мозговой штурм хорош в том случае, если у тебя есть проблема, которую ты никак не можешь решить или ее стандартное решение тебе не нравится. Например, как лучше распорядиться нежданно пришедшими деньгами или как лучше отпраздновать юбилей свадьбы или… Впрочем, вариантов масса!

Техника №3

Метод «шести шляп»: примерь разные роли

Марина никогда не унывает и умудряется даже из самой патовой ситуации выйти победителем. Скажем, на курсах английского, которые посещал ее сын, почти вдвое подняли оплату. Неприятно? Еще бы! Сначала Маринка начала возмущаться: «Да как же так можно! Без предупреждения!», а потом сказала себе: «Стоп! Снимаю красную шляпу, надеваю зеленую. Какие есть альтернативы? Как еще обучить ребенка английскому?» Думала какое-то время – и придумала: можно купить аудиокурс и заниматься с ребенком по двадцать минут в день. И сама язык подучит! Метод «шести шляп» основан на переключении видов мышления: когда надо, «включай» или «выключай» логику, эмоции, интуицию или практицизм.

Описание техники. Иногда при решении житейских проблем нам сильно мешают эмоции. Или наоборот – рациональный подход к делу не позволяет проявиться творческой жилке. В данной методике мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Мысленно надевая шляпу, ты принимаешь роль, на которую эта шляпа указывает, и стараешься отключить все остальные типы мышления, которые могут помешать принять правильное решение. Думая над вопросом, вообрази себе, что на твоей голове шляпа определенного цвета. Для примера возьмем ситуацию, когда начальство не одобрило твою работу.

Красная шляпа отвечает за эмоции, интуицию и предчувствия. Какие чувства у тебя возникают по этому поводу? Конечно, тебе обидно, ты злишься на несправедливость и готова хоть сейчас написать заявление об уходе.

Белая шляпа помогает собрать всю нужную информацию. С чего ты решила, что тобой недовольны? Какими фактами располагаешь? Действительно ли ты плохо справилась с работой? Ответив на эти вопросы, ты поймешь, справедливо ли тебя критиковали. Под белой шляпой можно подумать и о том, сможешь ли ты найти себе новую работу: есть сейчас вакансии на рынке труда?

Черная шляпа – осторожность, оценка ситуации. Стоит ли горячиться? К чему это может привести? Зачем рисковать хорошей работой и зарплатой?

Желтая шляпа – оптимизм и видение преимуществ. Что хорошего в этой ситуации? Скажем, теперь ты точно знаешь, какие недостатки есть у тебя как у специалиста, и попытаешься их исправить. Или наоборот: ты давно думаешь о том, чтобы поменять работу – вот и повод.

Зеленая шляпа отвечает за идеи и творчество. А действительно, чем плоха идея сменить работу или даже попытать счастья в другом виде деятельности? Ведь ты так любишь вышивать… Может, стоит продавать свои изделия?

Синяя шляпа помогает двигаться дальше и принимать конкретные решения. Задай себе вопрос: что надо сделать в этой ситуации? Может, стоит пойти на курсы повышения квалификации и доказать начальству, что ты – профи? Или дать объявление о поиске работы?

Не обязательно каждый раз использовать все шесть шляп. Этот метод – ролевая игра, которая позволяет отстраниться от привычного типа мышления и посмотреть на проблему под другим углом. Скажем, ты всегда ругаешь дочку за то, что она слишком шумная. Скажи себе мысленно: «А теперь я надену желтую шляпу: дочка непоседа – значит, у нее бойкий характер, она растет лидером!»

 

Где применяем? Эта техника хорошо борется со стереотипностью нашего мышления. В шляпах мы можем лучше управлять собой, не зацикливаться на эмоциях или негативе. Если у тебя неприятности и все видится только в черном цвете, попытайся мысленно снять черную шляпу и надеть синюю. И спросить себя: а что конкретно надо сделать, чтобы все изменилось к лучшему? Или, например, ты загорелась желанием купить тренажер для занятий фитнесом дома. Надень белую шляпу и оцени информацию, которой владеешь: поможет ли этот тренажер подкачать проблемные мышцы? Есть ли у тебя в квартире место, куда его поставить? Найдешь ли ты время для занятий?

Техника №4

Метод ТРИЗ: мысли нестандартно

Дочка-подросток Юли в знак протеста заперлась в комнате. Юля думала: как открыть дверь и спокойно с ней поговорить? Применить силу? Поднять крик? Вряд ли поможет… И она решила сформулировать задачу по-другому: дочка сама должна открыть дверь! Мама крикнула: «Я тебя заперла на целый день!» Дочь тут же, из вредности, распахнула дверь и освободила себя «из плена»… Юля применила один из приемов, который используется в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Предложенный советским инженером Альтшуллером, он сначала применялся только в науке, сейчас же его активно используют в маркетинге, рекламе, педагогике и экономике. Кое-какие идеи ТРИЗа пригодятся и в быту.

 

Описание техники. По мнению основателя ТРИЗа, самое главное в творчестве – преодоление психологической инерции, которая мешает мыслить нестандартно. Мы познакомимся с несколькими приемами, помогающими найти креативные решения.

Переформулируй задачу – примерно так, как это сделала Юля. Скажем, тебе надо обставить свою крохотную комнатку так, чтобы влезла вся необходимая мебель. Вместо вопроса «Как поместить в комнату всю мебель?» задай себе другой: «Какая мебель мне действительно необходима в комнате?» Вдруг может оказаться, что тумбочка тебе совсем не нужна, да и вешалка для одежды может спокойно постоять на балконе.

Аналог задачи. Поищи в своей памяти, как ты решала сходную задачу. Например, не получается найти в интернете информацию о производителях сантехники. Вспомни, как ты искала, к примеру, носки. Открывала шкафчики, в которых они могли лежать. А еще – те, где находились вещи, которые ты носишь с носками. И – о, чудо! – отыскала носочки на полке с джинсами! С чем ассоциируется сантехника? С ванной, кафелем – попробуй задать поиск по этим ключевым словам.


Устранение противоречий. В математике минус на минус дает плюс. А в быту? Твой муж любит читать прессу в туалете, ты уже устала ругаться: на полу в «кабинете задумчивости» вечно валяются журналы и книги. Устранить эту проблему можно, просто повесив в туалете полочку для литературы. Или хотя бы специальный мешочек, в который муж будет складывать свои книжки.

 

 

Где применяем? ТРИЗ поможет тебе выпутаться из неловких ситуаций и придумать оригинальные решения серьезных проблем. Где найти время для посещения бассейна? Куда деть старый диван? Как сделать ремонт за небольшие деньги? Вместо того чтобы сказать: «Это невозможно!», попробуй переформулировать проблему или порыться в памяти и отыскать сходную ситуацию, которая была удачно решена.

 

Техника №5

Метод Уолта Диснея (метод трех стульев): помири логику и фантазию

Все мы знаем эти фразы-убийцы, которые душат новые идеи еще в зародыше: «Это слишком дорого», «Это нереально», «Мы так никогда раньше не делали». Зоя их никогда не произносит. Если ей надо решить важный вопрос, она расставляет в разных углах комнаты три стула и… начинает креативить! Известный мультипликатор Уолт Дисней, оказывается, знаменит не только забавным мышонком Микки, но и тем, что придумал, как найти оригинальное решение сложной задачи.

Описание техники. Если ты уже зашла в тупик, раздумывая, стоит ли покупать дачу в пригороде, возьми, как Зоя, три стула и расставь их по комнате. Можешь каждый из них снабдить табличками: «Мечтатель», «Реалист» и «Критик». Садясь на каждый поочередно, входи в разные роли. Записывай все мысли, которые посетят твою голову.

Мечтатель. На этом стуле пофантазируй, как классно иметь собственный домик в деревне! Перечисли все преимущества: свежий воздух, парное молоко, от города совсем близко… К тому же дети будут все лето резвиться на природе, увидят живых коров, индюков и уток.

Реалист. Посмотри на проблему с практической точки зрения: насколько реальна покупка дома? Свежий воздух, это, конечно, здорово, но где взять недостающую сумму? Можно занять у родителей. Дальше… Целое лето на природе тебе точно не светит: ведь отпуск всего двадцать четыре дня. Надо поинтересоваться у мамы, захочет ли она остальные два летних месяца побыть на даче с внуками. И потом – у вас нет машины, удобно ли будет добираться туда на электричке?

Критик. Переместись на этот стул, просмотри записи «мечтателя» и «реалиста» и взвесь все за и против. Рассмотрев проблему под разными углами зрения, ты сможешь принять оптимальное решение.

Где применяем? В тех ситуациях, когда, как говориться, «и хочется, и колется». Например, когда требуется принять решение, стоит ли покупать машину, пора ли менять работу и надо ли нанимать для ребенка няню.

Что мешает творчеству 

Для того чтобы освободить свое воображение, надо побороться с внутренними ограничителями – теми самыми, которые мешают нам творить.

Воспитание. В детском саду нас учили писать, читать и думать «как все». И став взрослой, ты по-прежнему живешь «по инструкциям». Кто сказал, что писать надо только правой рукой? Попробуй левой – тебе может понравиться!

Стереотипы. Листья должны быть зелеными, тропинки узкими, а прическа – тщательно уложенной. Поступи не так, как все: сделай на своем приусадебном участке широкую дорожку, по которой удобно не только ходить, но и ездить на роликах.

Лень. Да-да, чтобы креативить, придется немного пошевелить мозгами! Творчество – тоже труд, но в отличие от механического выполнения обязанностей, оно приносит удовольствие.