Развиваемся, играя: методика Монтессори

Развиваемся, играя: методика Монтессори

Занятия по методике Монтессори не похожи на обычный урок. При этом они помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику малыша.

Мария Монтессори – известный итальянский врач и педагог начала прошлого века. Она накопила и обобщила огромный опыт работы с маленькими детьми, создав целую систему, которой успешно пользуются уже около ста лет.

Занятия по этой методике предполагают развитие самостоятельности малыша. Ребенка не нужно заставлять. Его нужно лишь заинтересовать, чтобы он работал с материалом с удовольствием.

Используй то, что под рукою

Многие упражнения требуют специально подготовленных материалов (фигуры, тела, дощечки, рамки и вкладыши). Часто они достаточно дорогие. Но их вполне можно заменить подручными материалами или сделать самим.

Покажи ребенку такие упражнения: рассортируй по парам, составь в ряд, найди недостающий член ряда. Его развитию помогут и такие задания:

  • Переливание воды из лейки в мерный стакан и назад. Для изучения объема, понятий «больше-меньше».
  • Рамки с застежками, пуговицами, бантами, кнопками, липучками.
  • Чистка металла чистящими средствами для развития координации движений.
  • Уход за срезанными живыми цветами для развития эстетического чувства.
  • Хождение по линии. Затем ношение предметов (колокольчик, свеча, вода) во время движения по линии для развития равновесия.
  • Слушание тишины (как тикают часы, капает кран…).
  • Дай ребенку 10 кубиков разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика – 1 см, наибольшего кубика – 10 см. Кубики выкладываются в вертикальной и горизонтальной плоскости различными способами. Изучение понятий большой – маленький, больше – меньше, больше чем – меньше чем.
  • Цветные таблички. Изучение цветов, подбор одинаковых по цвету. Таблички одного цвета, но разных оттенков. Ребенку необходимо их подобрать. Изучение понятий светлый – темный, светлый – светлее – самый светлый и т. д.
  • Различные геометрические фигуры – прямоугольники, треугольники, трапеции, круги, многоугольники и др. – вкладыши. Рамки с соответствующими выемками. Задача ребенка – подобрать фигуру к рамке. Изучение названий фигур.
  • Вкладыши и рамки в виде листьев. Подбор рамки и вкладыша, запоминание образа листьев и пород деревьев. Собирание гербария.
  • Шершавые поверхности с разными зернами. Изучение понятий гладкий – шершавый, крупный – мелкий, крупный – крупнее – самый крупный и т. д.
  • Взвешивание на руках табличек и знакомство с понятиями легкий, тяжелый, легче, тяжелее, в том числе, с закрытыми глазами. Упорядочивание по весу. Взвешивание с помощью гирь.
  • Красные и синие коробочки заполнены материалами, которые издают разные шумы – от тихого до громкого. Каждой красной коробочке идентична одна синяя. Нужно путем сравнения подобрать пары. Построение ряда в зависимости от уровня шума. Изучение понятий тихий – громкий, тише – громче.

Выбирает ребенок

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Пусть малыш сам выберет дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Дай ему возможность самому увидеть и исправить свои ошибки. Твоя роль состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.