Как развивать ораторские способности и избавиться от страха аудитории

Как развивать ораторские способности и избавиться от страха аудитории

В современном мире достичь серьезных успехов в карьере без умения связно выражать свои мысли перед аудиторией, пожалуй, невозможно. Узнай, как развить в себе ораторские способности и чувствовать себя свободно перед залом как в 5, так и в 500 человек.

Консультант – Леся Ковальчук, психолог

Провести презентацию перед коллегами или бизнес-партнерами, выступить на корпоративной вечеринке, сделать доклад перед топ-менеджментом о проделанной работе, наконец, просто произнести тост на дне рождения у друга – многих из нас эти ситуации буквально вгоняют в ступор. Руки дрожат, голос предательски срывается, воздуха не хватает, в горле пересыхает, мысли путаются и ускользают – в итоге выступление оказывается провальным, и в копилке твоих неудач становится одним пунктом больше. И ты уверяешься в мысли: «Публичные выступления – это не мое, у меня совершенно нет ораторских способностей». Поверь, ситуацию можно исправить и это в твоих силах. Прислушайся к советам нашего психолога Леси Ковальчук – и пусть твоя ближайшая по времени «игра на публику» пройдет блестяще!

Чего мы боимся?

Публичное выступление – это всегда стресс даже для опытного оратора. Вспомни, как часто известные актеры и другие персоны шоу-бизнеса признаются в своих интервью, что, несмотря на многолетний опыт, они изрядно нервничают перед каждым выходом на сцену. Фокус не в том, чтобы не волноваться в принципе, а в том, чтобы управлять своим волнением и даже обратить его себе на пользу. Ведь адреналин (гормон стресса) в небольшой концентрации идет нам на пользу: мобилизирует, настраивает на боевой лад, помогает быстро принимать верные решения. А вот если уровень стресса зашкаливает, тогда мы наблюдаем прямо противоположную картину: сумятица в голове, панический страх, спазм горловых мышц и т. д. Почему так происходит?

Если разобраться, за страхом публичных выступлений кроется боязнь провала, осуждения, неуверенность в себе, даже чувство вины (мол, меня оценят негативно, высмеют, а я не смогу с этим справиться). Психологи выделяют в страхе перед аудиторией (его научное название – пейрафобия, или глоссофобия) два основных аспекта.

1. Бессознательно мы боимся за свою жизнь. Да-да, именно так, ведь все мы знаем, что в прежние времена неугодного толпе оратора могли забросать помидорами, тухлыми яйцами и даже камнями.

2. Сложности во взаимодействии с людьми. Оратор всегда оторван от группы, он как бы находится по одну сторону баррикад, а его слушатели – по другую. И если сидящие в зале люди чувствуют себя спокойно и расслабленно, то выступающий вынужден покинуть привычную зону комфорта и пойти на определенный риск (оратор не в состоянии полностью контролировать реакцию на свое выступление).

Стишки и песенки

Вышеперечисленные объяснения позволяют разобрать страх по полочкам, но они не дают ответа на вопрос «Почему один человек успешно преодолевает свое волнение, а другой не в состоянии совладать с ним?» Корень страха публичных выступлений (как и всех остальных наших табу и комплексов) в нашем детстве. Обычно пейрафобия закладывается в первые годы жизни, когда ребенок выступает перед своей первой аудиторией – родителями или другими значимыми взрослыми (бабушками, воспитателями в садике). Возможно, когда-то малыша резко одернули, когда он по десятому кругу исполнял одну и ту же песенку. Или крохе никак не давалось простенькое четверостишие к утреннику и папа или мама в сердцах обронил: «Ну что ж ты такой бестолковый, двух слов связать не можешь!»

Или ребенок не прошел отбор в кружок по пению, а родители откомментировали: «И неудивительно, тебе же медведь на ухо наступил». В каждом конкретном случае причины могут быть разными, но суть их сводится к одному: когда малыш в первый раз презентовал себя перед аудиторией, он получил негативную оценку от самых близких людей. Когда ребенку выставляются завышенные требования, страх не соответствовать им буквально парализует кроху. И в итоге он робеет при одной мысли даже о тех задачах, которые мог бы сделать если не на «отлично», то на твердое «хорошо».

Как бы то ни было, изменить прошлое и «переписать» свое детство невозможно. Но с любым страхом можно работать, притом довольно успешно.

Право на ошибку

Тебе сразу станет легче, если внутренне ты дашь себе право совершить самую страшную ошибку. Узнав о том, что тебе предстоит выступление на публике, прислушайся к своим глубинным ощущениям: чего ты боишься больше всего? Запнуться и убежать в слезах со сцены? Встретиться с равнодушием зала? Не убедить аудиторию в своих доводах? Представь, как будто все это УЖЕ произошло. Да, откровенно говоря, приятного мало. Но ведь ничего смертельного! Даже если все пройдет по наихудшему из возможных сценариев, ты будешь по-прежнему жива и здорова.

И кстати, публика обычно очень быстро забывает о провале оратора и не придает произошедшему сверхзначения. Вспомни примеры из жизни публичных людей. Практически все политики во время предвыборных кампаний сталкиваются с резко негативной оценкой своих слов и действий. У любого певца бывали случаи, когда отказывала аппаратура или люди уходили с середины концерта. В «творческом багаже» самого великого актера имеются провальные выступления.

И что из этого? Да, собственно говоря, ничего. Все эти люди продолжают жить, творить, реализовываться в своей профессии и выступать на публике, несмотря на неудачи. Попробуй и ты взглянуть на свой страх перед сценой с этой точки зрения!
Есть еще один важный момент: по статистике, даже при самом благоприятном раскладе (профессиональный оратор плюс доброжелательная аудитория) как минимум 5 % людей всегда остаются недовольными. Прими эти 5 % как данность. Не станешь же ты упрекать себя в том, что сегодня за окном дождик? Так же и здесь: некоторые люди могут быть не в восторге от твоего выступления не потому, что ты что-то сделала не так, а просто потому, что у них сегодня выдался неудачный день.

План подготовки к выступлению

Итак, мы разобрались с причинами страха и поняли, как снизить значимость возможной неудачи. Однако и этого мало для того, чтобы выступление было удачным. Как известно, лучший экспромт – тщательно спланированный. Поэтому к произнесению речи на публике (в этом процессе, конечно же, не исключены экспромты) нужно хорошенько подготовиться. Твоему вниманию – шесть шагов подготовки к публичному выступлению.

Шаг 1. Поставь перед собой цель. Зачем ты, собственно, выступаешь? От ответа на этот вопрос будет зависеть вся дальнейшая стратегия подготовки. Скажем, если твоя цель удачно презентовать себя и привлечь внимание к своей персоне, то тебе нужно будет сместить акценты на свое «я»: одеться чуть ярче, говорить несколько эмоциональнее, в полной мере проявить свою харизму. Если же ты стремишься заинтересовать аудиторию предметом твоей презентации, поднять какие-то важные вопросы, следует уделить максимум внимания красочным деталям (возможно, это будет слайд-шоу или видеопрезентация).

Шаг 2. Собери сведения об аудитории. Перед кем тебе предстоит выступать? Это будут люди, объединенные общим делом и интересами (студенты, коллеги) или разносортная публика (скажем, люди разных возрастов и профессий, пришедшие на тренинг или церемонию награждения)? Чтобы быть убедительной, с аудиторией нужно говорить на ее языке. Постарайся понять, какие именно аспекты твоего доклада могут быть им особенно интересны, и делай на них ставку. И еще один важный закон психологии: феномен толпы. Чем больше численность аудитории, тем сильнее в ней эмоции преобладают над интеллектом. Причем уровень IQ отдельно взятого человека в данном случае не играет особой роли. Перед тобой могут быть доктора наук, но если их несколько сотен, говори с ними на языке эмоций. Чем «заводят» толпу ораторы во время массовых митингов или концертов? Не научными выкладками, а эмоциональными лозунгами, призывами а-ля «Вместе мы сила!», «Пришло время перемен!» и т. д. Если же твоя аудитория немногочисленна, будь готова к каверзным вопросам и интеллектуальным дебатам.

Шаг 3. Влюбись в тему. Ты должна не только досконально ориентироваться в предмете своего доклада, но и… любить его. Скажем, тебе нужно подготовить лекцию о каком-то неинтересном тебе историческом событии. Постарайся найти какие-то факты, которые будут вызывать живое любопытство лично у тебя: например, в кого был влюблен тот или иной великий человек, как сложилась его личная жизнь, какова судьба его потомков. Когда ты будешь влюблена в тему своего доклада, то будешь вещать эмоционально, с горящими глазами – и твое неравнодушие обязательно передастся и твоей аудитории.

Шаг 4. Репетируй. Пропиши свою речь, продумай возможные вопросы и свои ответы на них. Несколько раз произнеси свое выступление вслух перед зеркалом, прорепетируй мимику. Запиши ключевые моменты выступления: это будет твоя точка опоры на случай, если ты растеряешься. Если есть такая возможность, заранее приди в зал, где ты будешь выступать, постой на сцене, найди наиболее удобное и выигрышное для тебя расположение кафедры и микрофона.

Шаг 5. Настройся на лучшее. Мысленно «подружись» со своей аудиторией, вообрази заинтересованные глаза слушателей, настройся на одну волну с ними. Можешь даже мысленно попросить их: «Будьте ко мне доброжелательны, пожалуйста». Так ты установишь позитивный контакт еще до того, как он начнется фактически. Если это возможно, пригласи в зал одного-двух лояльно настроенных к тебе людей (мужа, подругу, маму). Пусть они сидят где-то в первом ряду. Визуальный контакт с ними поможет тебе почувствовать себя уверенней.

Шаг 6. Отдохни. Публичное выступление требует сил и энергии. За день до часа Х отдохни как следует. Займись чем-то приятным: сходи на маникюр-педикюр, почитай хорошую книжку, встреться с подругой или просто посвяти день ничегонеделанию. И обязательно хорошенько выспись.

Шаг 7. Держи контакт с залом. В самом начале выступления постарайся наладить контакт с залом. Если волнуешься, так и скажи: «Это мое первое выступление и я немного нервничаю, так что буду вам очень благодарна за поддержку». Ты сразу почувствуешь, что атмосфера разрядилась! Держи контакт с залом глазами: найди несколько заинтересованных человек и время от времени смотри им прямо в глаза. Можешь представлять, что ты вещаешь лично им. Но не забывай время от времени обводить взглядом всю аудиторию. Следи за дыханием: оно должно быть ровным. Если чувствуешь, что воздуха не хватает, остановись на несколько секунд, сделай пару глубоких вдохов и выдохов или выпей глоток воды.

Вот увидишь: на самом деле в публичных выступлениях нет ничего страшного. Более того, это такой драйв, такой заряд энергии, ради которого хочется выходить на сцену снова и снова! Ты уже почувствовала в себе это желание? Поздравляем: ты стала профессиональным оратором!

Техника пустого стула

Нередко бывает так: ребенок знает домашнее задание назубок, дома рассказывает его без запинки, но как только его вызывают к доске, на него находят ступор и косноязычие. С твоим школьником происходит нечто подобное? Ты уже знаешь, как важно для маленького оратора признание в семье, поэтому постарайся компенсировать малышу недополученную высокую родительскую оценку. Почаще хвали его. И постарайся обязательно присутствовать на всех детских утренниках, выступлениях и олимпиадах. Даже если твое чадо займет далеко не призовое место, обязательно отпразднуйте как-то его участие: например, сходите вместе в кафе или купите новую игрушку. Ребенок должен понимать: его любят и принимают, независимо от того, как он отвечает уроки и рассказывает стихи.

И опробуй с малышом технику, которую разработала Марианна Франке-Грикш. Эта женщина около 20 лет трудилась педагогом в различных горячих точках планеты. Многие из школьников, с которыми она работала, получили серьезную психологическую травму, были скованны и зажаты. И Марианна разработала такой прием. Когда ее подопечные писали контрольную, она подходила к тем малышам, которые выглядели очень встревоженными или напряженными, тихонько ставила один стул справа от ребенка, другой – слева и говорила на ушко школьнику: «Здесь сидит твоя мама, а здесь – твой папа. Они очень любят тебя и дают тебе правильные подсказки». Школьные успехи у ее воспитанников были потрясающими! Возьми и ты на вооружение эту технику. Скажи сыну или дочке: «Когда ты будешь отвечать у доски, вообрази, что у тебя за плечом стою я (папа, бабушка, брат – тот, кому малыш больше всего доверяет). Этот человек поддерживает тебя и дает тебе советы». Кстати, этот прием отлично работает и со взрослыми!


Студия Арт-Психологии, www.st-art.kiev.ua, тел.: (067) 447-70-58, (067) 711-37-45.