Если ЖЭК нарушил твои права: что делать?

Если ЖЭК нарушил твои права: что делать?

У тебя в квартире прорвало трубу или в доме уже неделю не работает лифт? Узнай, как действовать в этих случаях!

Каждый месяц мы получаем квитанцию об оплате жилья и коммунальных услуг и исправно вносим означенную сумму. А какие услуги за эти деньги мы должны получать от ЖЭКа, мы зачастую даже понятия не имеем. Так и живем, не зная своих прав. Вот далеко не весь перечень услуг, которые жэк обязан предоставлять жильцам бесплатно:

• уборка лестничных клеток, придомовой территории, подвалов, технических этажей и крыш;

• вывоз и утилизация бытовых отходов;

• техническое обслуживание лифтов;

• обслуживание систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и канализации в доме;

• обслуживание электроплит в квартирах;

• ремонт и оснащение спортивных, детских и хозяйственных площадок;

• освещение мест общего пользования и подвалов;

• энергообеспечение лифтов;

• периодическая проверка, обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж после проверки).

Кроме того, два раза в год (весной и осенью) сотрудники жэка должны проводить сезонные осмотры жилых зданий. И в случае необходимости ремонтировать крышу, фасад, трубопроводы на чердаках и в подвальных помещениях, системы водоснабжения и центрального отопления, входные двери в подъезд. Все эти и другие работы должны проводиться немедленно, как только неполадки обнаружатся. Но, как правило, на подобные ситуации жэк закрывает глаза. Даже когда у нас дома складываются форс-мажорные обстоятельства – например, прорвало трубу на кухне или батарею в ванной – жэк часто не спешит на помощь, мотивируя это или отсутствием нужного специалиста, или необходимых деталей для ремонта. Ты обращаешься снова и снова, а жэк не реагирует на твои жалобы? Чтобы защитить свои права на получение качественных услуг, предприми следующие действия:

Шаг 1

Напиши заявление в ЖЭК в двух экземплярах

Если ЖЭК отказывается регистрировать твое заявление, отправь его заказным письмом с уведомлением о вручении. Днем подачи документа считается день, когда он был вручен работнику ЖЭКа (дата указывается в уведомлении). Срок рассмотрения заявления – 1 месяц. Если ситуация не требует дополнительного изучения, документ, по правилам, должен быть рассмотрен немедленно (во всяком случае, не позже чем через 15 дней).

Шаг 2

Составь акт-претензию

Если вместо горячей воды из крана течет еле-еле теплая или в стене появилась трещина, по твоему заявлению в течение 2 рабочих дней должен прийти работник ЖЭКа. Он обязан засвидетельствовать этот факт, составить акт-претензию и подписать его вместе с тобой. Представитель ЖЭКа не пришел или отказывается подписать акт-претензию? Знай, что документ считается действительным, если он подписан минимум двумя свидетелями (например, соседями) или членом домового комитета (или другого органа самоорганизации населения). ЖЭК в течение 3 рабочих дней должен решит вопрос о перерасчете платежей или выдаст тебе письменный обоснованный отказ.

Шаг 3

Подавай жалобу

Если твои претензии ЖЭК не удовлетворил, подавай жалобу в Управление жилищно-коммунального хозяйства. Также предоставь копии решений ЖЭКа. Знай: любое решение ЖЭКа ты можешь оспорить в течение 1 года с момента его принятия, но не позднее 1 месяца после того, как ты с ним ознакомилась.

Шаг 4

Если нет реакции

Если твое заявление или жалобу не рассмотрели, не приняли меры или нарушили сроки его рассмотрения, ты имеешь право обратиться с соответствующим заявлением в районную прокуратуру. Именно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства по вопросам обращений граждан.

Шаг 5

Обращайся в суд

Если ЖЭК не видит оснований для удовлетворения твоих претензий и отказывает тебе, обращайся в суд. Одновременно с защитой прав требуй возмещения морального ущерба. С судебным иском предоставь:

• копию договора о предоставлении коммунальных услуг;

• платежный документ за услуги жэка;

• экземпляр акта-претензии (если был составлен);

• документ, который подтверждает отказ жэка возместить ущерб;

• другие документы, предусмотренные законом (например, квитанция оплаты госпошлины).

Чистота и порядок

Возле твоего дома и в парадном полно мусора и грязи? Знай, что это тоже недоработка ЖЭКа!

За чистотой и порядком в доме должен следить дворник. В соответствии с законом о жилищно-коммунальном хозяйстве, в обязанности дворника входит:

• уборка подъезда, двора;

• полив дворов, зеленых насаждений;

• очистка от снега и льда придомовой территории, посыпание песком пешеходных дорожек и тротуаров;

• уборка мусора, дезинфекция, прочистка мусоропровода.

Дворник обязан трижды в неделю подметать полы и лестницы в подъезде, контролировать техническое состояние дома и придомовой территории. Кроме того, он имеет право не допускать выгуливания собак на детской площадке, а также следить за тем, чтобы автомобили не преграждали подъезды к дому.