Ребенок: поводы обратиться к логопеду

Ребенок: поводы обратиться к логопеду

Ребенка с нормальным речевым развитием советуют показать логопеду в 5 лет, когда заканчивается формирование звуковой стороны речи. Но если ты заметила, что твой малыш говорит хуже сверстников, глотает звуки или произносит их неправильно, что у него очень бедный словарный запас или он начал заикаться, не откладывай визит в детскую поликлинику!

Повод для беспокойства

Обращать внимание на речевое развитие малыша нужно с раннего возраста. Не беда, если в год твой сын еще не произнес своего первого слова, но при этом много лепечет по слогам. А вот если ему уже два, а он выговаривает всего несколько слов – это повод для беспокойства.

Прежде всего разберись, что послужило причиной задержки речи. Если малыш – левша, есть вероятность, что он начнет говорить чуть позже ровесников. А может, ты слишком мало общаешься со своим ребенком, привыкла все делать молча, и ребенок слышит мало разговорной речи? Начни больше разговаривать с малышом, читай ему сказки, играй в пальчиковые игры.

Но если несмотря на все твои усилия малыш говорит плохо или с ошибками (например, он произносит только первые слоги слов), нужно посетить специалистов. В первую очередь покажи ребенка лору и невропатологу. Если, с их точки зрения, ребенок здоров – нужно обратиться к логопеду, который подберет для малыша несложные речевые упражнения.
 
«Шла Саша по шоссе»

Основанием для посещения логопеда должно стать и неправильное произношение звуков. Свистящие звуки [с], [з] малыш должен четко выговаривать к концу 3-го года жизни, шипящие и сонорные – к концу 5-го года.

Нет ничего страшного в том, что в 4 года ребенок не выговаривает звук [р]. Гораздо хуже, если это «р» получается у него гортанным, на французский манер. Или свистящие звуки кроха произносит, зажав язычок между зубами. Многие родители надеются, что со временем ребенок сам «выговорится». Это ошибка: чем дольше малыш будет картавить или шепелявить, тем прочнее в его сознании закрепится неправильное произношение какого-то звука и тем труднее будет его исправить.

Другая проблема, встречающаяся обычно у детей эмоциональных, – «проглатывание» окончаний. Маленькие торопыги так спешат обо всем рассказать, что «съедают» концы слов. В этом случае логопед научит ребенка правильно дышать в момент речи, покажет, как говорить спокойно, нараспев.

Как развивать речь

О чем же должна помнить мама, чтобы речь ребенка развивалась грамотно и правильно?

1. Общайся с ребенком с первых дней его жизни! Говори неторопливо и грамотно, чтоб он улавливал окончания грамматических форм. Ни в коем случае не сюсюкай! Помни: чтобы ребенок усвоил слово, он должен услышать его 70-90 раз.

2. Как только малыш начнет фиксировать взгляд, купи яркие картонные книжки-«гармошки». Показывай крохе цветные картинки и рассказывай о том, что он видит.

3. Процесс развития речи стимулирует мелкая моторика рук, поэтому делай с ребенком гимнастику для пальчиков, рисуй с ним карандашами и мелками, предлагай играть в мозаику, перекладывать мелкие предметы (например, фасоль, счетные палочки).

4. Поощряй речь ребенка, задавая ему вопросы. Начни с тех, на которые он может ответить «да», «нет». Постепенно усложняй вопросы: «Кто нарисован на картинке?», «Что Паша делал на улице?» и т. д.

5. Когда малыш начнет говорить, исправляй его речевые ошибки только после того, как он закончит фразу. Обязательно проси повторить слова, которые он произносит неправильно. Хвали его после каждого успеха.

6. Если у ребенка укорочена подъязычная уздечка и специалисты рекомендуют ее подсечь, не стоит отказываться от операции. Она несложная, и проходит в считанные минуты, а из-за укороченной уздечки в будущем могут возникнуть проблемы с произношением звука [р].

Артикуляционная гимнастика

Проводи с малышом ежедневно эти упражнения.

  • «Качели» – потянуть язычок к носику, к подбородку, спрятать во рту.
  • «Иголочка» – вытянуть «тоненький» язычок вперед.
  • «Лопатка» – широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить, подержать 5-10 секунд.
  • «Маятник» – быстро-быстро коснуться кончиком языка уголков губ.
  • «Щетка» – почесать «спинку» язычка верхними зубами.
  • «Вкусное варенье» – облизать губы.
  • «Собираем мак» – поводить язычком за зубами (верхними и нижними).
  • «Маляр» – порисовать язычком по небу вперед-назад, вправо-влево, по кругу.
  • «Лошадка» – поцокать язычком.