Развиваем речь ребенка

Развиваем речь ребенка

Многие дети начинают активно говорить примерно к полутора годам. Твоя задача – научить малыша правильно выговаривать слова, строить фразы и помочь пополнить словарный запас.

Прежде всего в этот период с ребенком нужно как можно больше разговаривать. Причем выговаривай слова четко и правильно, не сюсюкая. Когда малыш произносит слова, следи, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил правильные слова, а не их измененные варианты. Иначе малыш может надолго затормозить в развитии речи. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: произнеси его правильно и попроси повторить.

А также прислушайся к советам логопедов и детских психологов, которые предлагают специальные упражнения для развития правильной речи ребенка.

От простого – к сложному

Сначала попроси малыша произносить только те слова, которые он умеет говорить правильно. Пусть привыкнет к этой игре и легко выдает нужное слово. После этого начинай вводить по одному новому слову (за одну игру или несколько раз одно и то же). Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или состоящее из тех звуков, которые ему по силам. Так ты сможешь постепенно расширить словарный запас малыша.

Общее и конкретное

Расширяй количество названий и понятий, которые знает малыш. Показывай и называй ему все предметы в доме, смотрите книжки с картинками. Давай обобщенные названия предметов – мебель, посуда, одежда, фигуры... И конкретные названия каждого предмета. Раскладывайте вместе карточки с изображением разных предметов по группам. И пусть ребенок не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряй любую его активность.

Новые понятия

Знакомь ребенка с понятиями: «такой», «такой же», «не такой», «одинаковые», «разные». Учи его ориентироваться в пространстве, показывай и рассказывай, что такое «верх», «низ», «право», «лево», «середина», «внутри», «снаружи», «около», «далеко», «близко», «высоко», «низко», «ближе», «дальше»...

Читаем вместе

Когда малыш начнет узнавать картинки в книгах, более подробно рассказывай ему о том, что делает тот или иной персонаж: «заяц бежит», «мальчик ест». Обращай внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: «улыбается», «плачет», «удивляется». Рассказывай малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом переходи к более детальному обсуждению картинок. Поощряй малыша к повторению произнесенных тобой слов, к показу картинок по твоей просьбе.

Говорим предложениями

Когда малыш начнет говорить предложениями, обязательно поправляй его, если он неправильно произносит окончания слов или неправильно располагает слова в предложении. Только не сообщай крохе, что он что-то делает не так. Просто произнеси ту же фразу правильно и попроси его повторить.

Возрастные логопедические нормы для детей от 1 до 3 лет

Не беспокойся, если речь твоего малыша развивается не так, как описано в таблице. Имей в виду, что некоторые дети могут не говорить до трех лет, а потом сразу начинают разговаривать предложениями.

12 мес. Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи.

1 год 3 мес. Минимальный активный словарный запас – 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.

1,5 года. В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7-25 слов. Показывает, если попросить, одну из частей тела.

2 года. Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?». В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов. Появляется местоимение «я». Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

2 года 1 мес. Произносит твердые звуки С, 3, Ц.

2 года 6 мес. Использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов. Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.

2 года 9 мес. Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода). Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

3 года. Минимальный словарный запас – 250 слов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. В звукопроизношении еще отсутствуют шипящие. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет свое имя, пол, возраст.