50 поводов провести день в Киево-Печерской лавре (ФОТО)

50 поводов провести день в Киево-Печерской лавре (ФОТО)

За тысячу лет существования Свято-Успенская Киево-Печерская лавра обросла множеством невероятных историй. Истина перемешалась с вымыслом, чудесное с реальным. Почему Успенскую колокольню называют «киевской Пизанской башней»? Правда ли, что в Варяжских пещерах скрыты сокровища? И действительно ли здесь хранятся мощи легендарного Ильи Муромца? Много тайн хранит лавра. О некоторых из них и пойдет наш рассказ…

Прежде чем приступать к легендам – обратимся к истории. Земля здесь действительно святая, намоленная. Согласно легенде, задолго до появления Киево-Печерской лавры эти места благословил святой апостол Андрей Первозванный. Водрузив крест на холме, он предрек, что здесь будет большой город и множество церквей.



Прошли столетия. В ХI веке на Киевскую землю вернулся монах Антоний. Родом он был из Черниговщины, принял постриг на Афоне, где и собирался остаться. Но Антонию был знак – возвращаться на родину и там служить Господу. В 1051 году он обосновался на Берестовой горе в пещере, которую для своих молитв и уединения вырыл священник Илларион. Аскетическая жизнь Антония привлекала монахов: кто-то приходил к нему за благословением, другие хотели жить так же, как и он.

Через несколько лет у него появились ученики – Никон и Феодосий. Постепенно братия росла, расширяя свои подземные кельи. Антоний же, оставив их, удалился на соседний холм, где выкопал новую пещеру для уединенной молитвы. Впоследствии эти пещеры стали зваться Антониевыми, или Ближними. А Дальние – где остались братья – Феодосиевыми. Именно от пещер и происходит название лавры – Печерская. Годом ее основания принято считать 1051, когда преподобный Антоний поселился здесь.

…Мы стоим возле Святых врат. Сейчас это главный вход в Киево-Печерскую лавру. В старину бытовала примета: пройдя через врата, человек получал отпущение половины грехов. Но если вдруг прихожанин спотыкался – считалось, что грехов у него слишком много, они и тянут его вниз. К вратам примыкает храм Святой Троицы, построенный в ХII веке на средства князя Николая Святоши. Кстати, он стал одним из первых Киевских князей, кто принял постриг в лавре. А также основал здесь больницу для немощных братьев…

Чудеса Успенского собора

Мы проходим через Святые врата и оказываемся на территории Верхней лавры. Самый примечательный собор – Успенский. Да и его история не менее удивительна! К преподобным Антонию и Феодосию явились зодчие из Константинополя. Они рассказали, что было им видение Богородицы и приказ идти в Киев строить храм.

«Где церковь стоять будет?» – спросили они у преподобных Антония и Феодосия. «Где Господь укажет», – услышали ответ. И вот в течение трех дней на одном и том же месте выпадала роса и небесный огонь. Там в 1073 году и заложили Успенский храм. В это же время к старцам пожаловал варяжский воевода Шимон и пожертвовал на постройку собора золотые венец и пояс. Он тоже рассказал о чудесном явлении Богоматери и о приказе отдать ценности на постройку храма. Впоследствии варяг принял православие, став при крещении Симоном, и был похоронен в лавре (здесь же обрела свой последний приют и его праправнучка – Софья Аксакова). Через несколько лет после тех чудесных событий храм был построен, а византийские зодчие, как и расписавшие его иконописцы, приняли здесь же монашество.

Успенский собор слыл сердцем лавры. Здесь были похоронены многие известные люди, например преподобный Феодосий. Первоначально старца погребли в его пещере, но спустя три года монахи решили, что негоже одному из основателей лавры лежать там. Мощи преподобного оказались нетленными – их перенесли и захоронили в Успенском соборе. Судьба храма была непростой.

Он простоял почти 7 веков, а в 1941 году при отступлении советских войск был взорван. И заново отстроен в 1998-2000 гг.

Большая лаврская колокольня была и остается одним из самых величественных строений Киева, и до недавнего времени – одним из самых высоких.

Ее возвел немецкий архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Планировал завершить за три года – а потратил целых 13 лет! Очень городился этой своей работой – и не зря. Сейчас знающие люди зовут колокольню «киевской Пизанской башней», из-за небольшого – в 60 см – наклона. Но в отличие от итальянской, наша не падает. А крен, по предположениям, произошел из-за оползней.

 

 

 

Ближние пещеры. Святой Илия и Марк Гробокопатель

А мы следуем дальше – в Нижнюю лавру, к самым загадочным местами – Ближним и Дальним пещерам.

В былые времена даже серьезные историки утверждали, что пещеры от Киево-Печерской лавры тянутся аж до Чернигова! Другие говорили, что Киевская лавра пещерами соединена с Почаевской.

Все это из области досужих домыслов. Но без тайн, естественно, не обошлось! В первые годы советской власти археологи настырно искали здесь сокровища. Не нашли, зато сами атеисты признавались в том, что в некоторых уголках пещер неожиданно то вода лилась на их головы, то огненный столп поднимался.

В тесных земляных укрытиях первых пещер монахи молились, многие здесь и погребены. К слову, мощей преподобного Антония так и не нашли. Считается, что они «под спудом». По легенде, Антоний давал напутствие братьям, когда неожиданно случился обвал. Братья попытались устранить его и вывести преподобного – но вырвалось пламя…

Многие иноки становились затворниками: закрывали вход в свою келью, через небольшое окошко получая лишь еду и воду. И если хлеб в течение нескольких дней оставался нетронутым – братья понимали, что затворник умер. Дверь замуровывалась на три года. Если через это время мощи оставались нетронутыми – инока причисляли к лику святых. Лишь в XV веке Ближние пещере были открыты для паломников и верующих.

В конце 70-х годов XX века археологи обнаружили здесь более 150 замурованных погребален. В Ближних пещерах захоронены Нестор Летописец, авторы «Киево-Печерского Патерика» Симон и Поликарп, художник Алипий и другие. Среди прочих обнаружены мощи святого Илии. Невероятно, но ученые пришли к выводу, что этот человек и стал прототипом былинного Ильи Муромца!

Установлено, что он имел богатырское строение, но долгое время из-за болезни позвоночника был обездвижен. Также на его теле нашли множество ран от копий: предполагают, что увечья он получил в сражениях. К лику святых Илью Чобитька (так его еще называли) причислили в 1643 году, а его мощи исцеляют людей, у которых есть проблемы с позвоночником и ногами.

Много чудесного в лавре! Внизу, в храме «Живоносный Источник» каждое утро проходит молебен. После него прихожане могут надеть шапку, освященную на мощах преподобного Марка Гробокопателя (XI-XII вв.). Блаженный Марк копал и кельи, и могилы для усопших братьев. Господь даровал ему небывалую власть: как-то он заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха.

И тогда Марк передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.

В другой раз Марк попросил умершего монаха самому лечь в пещеру и полить себя елеем, что тот и сделал. В лавре и сейчас хранится артефакт – крест Марка Гробокопателя: внутри он был полый и из него преподобный пил воду. Еще в прошлом веке прихожане могли его целовать, ныне он передан в фонды лаврского заповедника.

Здесь, в Ближних пещерах, можно увидеть мощи 73 святых. Их чудеса и жизнь описаны в «Патерике Печерском» (его можно купить в Киево-Печерской лавре).

Загадки Варяжских пещер

Наш путь – к Дальним пещерам. Если спускаться из Аннозачатьевской церкви, можно пройти по маршруту до Дальних пещер. Часть его ответвлений закрыта для посещения. Но здесь выставлены мощи 49 святых, причем у некоторых из них не покрыты кисти рук, и можно увидеть нетленные мощи. Здесь расположены древнейшие подземные церкви: храм Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Феодосия Печерского. В отдельном помещении хранятся главы святых, источающих миро, которое обладает целебными свойствами. Благодаря ему от болезней излечились многие прихожане. Эти чудеса в своих заметках описал еще Петр Могила.

Один из непроясненных моментов – Варяжские пещеры. Вход туда сейчас закрыт, хотя они соединены с Дальними пещерами. Место считается опасным из-за обвалов и оползней – а может, и по другой причине! Ведь даже в хорошие времена у монахов Варяжские пещеры были не в чести… Есть легенда, что еще задолго до прихода Антония эти ходы были вырыты ворами и прочими темными личностями.

Они грабили суда, проходящие по пути «из варягов в греки», и прятали добро в этих подземельях.

О Варяжских пещерах ходит темная слава. В ХII в. здесь поселился блаженный Федор, раздавший свое богатство мирянам, а потом пожалевший о сделанном. Демон стал его соблазнять и указал место в Варяжских закоулках, где спрятан клад. Федор уже собирался бежать с золотом и серебром, но преподобный Василий удержал его от греха. Федор раскаялся, вырыл огромную яму и спрятал сокровища.

Но об этом прознал Киевский князь Мстислав и попытался выведать у старца месторасположение клада. Федор умер под пытками, но не открылся. Тогда князь принялся за Василия. Разозлившийся феодал пустил стрелу в блаженного Василия, а тот, умирая, ответил: «От этой же стрелы и сам погибнешь». Старцев потом похоронили в Варяжской пещере. А Мстислав действительно умер, пронзенный стрелой. Позже очень многие искали «варяжский клад» – кто-то лишился разума, кто-то даже жизни. Но заговоренного золота так и не нашли.

…За тысячелетнюю историю своего существования Киево-Печерская лавра обросла множеством мифов и легенд. Сколько духовных подвигов видели кельи и стены монастырей! Сколько людей становилось свидетелями чудес Господних!