3D-технологии опасны для детей и беременных

3D-технологии опасны для детей и беременных

Объемная трехмерная картинка, которая «выходит» из экрана, оставляет неизгладимое впечатление. Однако 3D-технологии не столь безобидны, как может показаться, считает Ирина Шалабанова, главный врач клиники семейной медицины «Виамед»

Человек обладает бинокулярным (стереоскопическим) зрением, позволяющим определять расстояние до предметов. Оно необходимо для того, чтобы ориентироваться в пространстве: взять предмет, находящийся на в конкретном месте, обойти что-либо и т. д. Процесс развития стереоскопического зрение начинается с самого нашего рождения и завершается приблизительно к шести годам.

Можно сказать, что в этом возрасте крошечные нервы и мускулы глаза полностью сформировались и научились работать совместно с мозгом. Анализируя объект, информация о котором поступила из обоих глаз, мозг формирует объемное видение предметов. Глаз человека способен также видеть объемные предметы в плоском (двухмерном) изображении. Примером этого может служить техника объемных рисунков (или стереоизображений). Объемные изображения – это стереотипные картинки, похожие на рассыпанное конфетти рисунки, которые выглядят трехмерными, если смотреть на них достаточно долго.

Использование очков в современной цифровой трехмерной технологии позволяет добиться этого еще легче. В 3D-кинотеатрах используются пассивные очки с круговой поляризацией (правая линза с поляризацией по часовой стрелке, а левая – против): таким образом поочередно «выключается» то правый, то левый глаз.

При просмотре телевизора в домашних условиях используются активные очки, линзы которых состоят из жидких кристаллов. Телевизор «дает команду» очкам, и те, в свою очередь, принудительно закрывают поочередно то правый, то левый глаз. Происходит это очень быстро, со скоростью 60-72 кадров в секунду для каждого глаза, поэтому зритель не воспринимает мерцания, а видит объемную картинку в 3D. При этом нарушается нормальное бинокулярное (видение сразу двумя глазами) зрение. Объемная глубина нормального бинокулярного зрения гораздо больше, чем в 3D-формате.

Во время присмотра 3D-кино мозгу приходится игнорировать привычные оттенки глубины. Вот почему трехмерная графика в начале фильма кажется не совсем правильной. Когда кино заканчивается и вы выходите на яркий свет, может произойти дезориентация в пространстве. Данный эффект описан исследователем виртуальной реальности и одним из разработчиков языка ее моделирования VRML Марком Песке как эффект, подобный способности моряка ходить по палубе корабля, не теряя равновесия. Когда вы снимаете свои трехмерные очки, «выход с палубы на твердую землю» занимает некоторое время.

У некоторых это происходит очень быстро, у других же может занять несколько часов. Такое состояние известно как так называемая бинокулярная дисфория. В этот период, когда вы снова учитесь бинокулярному зрению, нарушается восприятие объема, а также острота зрения, необходимая для выполнения таких задач, как, например, вождение автомобиля.

После просмотра кинофильма в 3D-графике могут наблюдаться головная боль, тошнота, головокружение, дезориентация и мышечный тик. В связи с этим просмотр трехмерной графики должен быть ограничен для детей до 1-2 раз в месяц, а для малышей до шести лет и вовсе запрещен. Более подвержены таким побочным эффектам люди, которых укачивает в автомобилях, в самолетах и на кораблях. Также не рекомендуется просмотр фильмов в 3D людям с большими или малыми судорожными приступами, косоглазием, астигматизмом, пожилым и беременным.