Тинейджер попробовал секс: как вести себя маме?

Тинейджер попробовал секс: как вести себя маме?

Ты все еще видишь в своем ребенке пухленького малыша, в то время как сын или дочь без стеснения покупают презервативы. Твоя задача – спокойно воспринять новый этап жизни своего взрослеющего ребенка и, самое главное, остаться ему другом!

«Дитя, давай поговорим о сексе». – «Давай, мамочка. Ну, что ты хочешь узнать?» Каждая из нас рискует оказаться на месте героини этого известного анекдота. Дети узнают об отношениях полов рано, к тому же роль информаторов в этом непростом вопросе играют не дворовые товарищи, как было когда-то, а телевидение и пресса. С одной стороны, это не так уж и плохо, ведь знания, полученные с помощью СМИ, более достоверны, чем уличные россказни. С другой, не так уж и хорошо: когда информация о сексуальных отношениях поступает в неограниченном количестве, родители не могут контролировать качество знаний и дозировать их согласно возрасту ребенка.

Зачастую в такой ситуации у родителей возникает желание «умыть руки» и пустить сексуальное воспитание своего ребенка на самотек – мол, все равно в неведении не останется. Между тем, игнорируя периоды становления в ребенке сексуальной личности и никак не комментируя происходящее, вполне можно дождаться того, что дитя «в подоле принесет». И хотя такая ситуация в наше время не слишком массовая, именно незапланированная беременность отпрысков больше всего пугает родителей. При этом мало кто задумывается о том, что психологические травмы, полученные из-за слабой информированности ребенка или из-за конфликтов с родителями на почве секса, гораздо более серьезны: порой они не излечиваются всю жизнь.

Чтобы адекватно воспринимать неизбежные этапы полового развития детей, родителям нужно работать над собой: вспомнить себя в 13-15 лет, заново учиться сексуальной культуре и искать подход к своему ребенку!

Когда это началось?

Застав своего сынишку с подружкой в недвусмысленной позе, ты приходишь в ужас. Кто, когда и как научил? Не обвиняй друзей ребенка за «дурную науку», себя – мол, «надо было еще и в кружок художественного свиста отдать, чтоб времени свободного не было», а подругу сына – за «распущенность».

Потому что началось «это» не сегодня и не вчера. А задолго до рождения ребенка.

Рефлекторная эрекция наблюдается у плода мужского пола за несколько месяцев до рождения – об этом стало известно благодаря ультразвуковым исследованиям. Когда новорожденный кроха прикладывается к груди – опять же наступает эрекция. И это признак того, что с ребенком все в порядке, что работают все рефлексы.

Но настоящее либидо (лат. «libido» — желание, влечение) формируется в подростковом возрасте. И как бы нам, родителям, не хотелось задержать взросление малыша, от своевременного развития либидо зависит вся последующая жизнь человека. Развитие либидо условно разделяют на 3 стадии: платоническую (романтическую), эротическую и сексуальную.

До 13-летнего возраста у ребенка накапливается информация о половой роли мужчины и женщины, об особенностях полового поведения и его внешних проявлениях. Эти знания перерабатываются в сознании в соответствии с индивидуальными особенностями юного человека, воспитанием и нормами поведения, принятыми в его семье. В подростковом возрасте полученная информация закрепляется и начинает воплощаться в жизнь. Формируется определенный стереотип поведения, реализуется половое влечение.

Платоническая (романтическая) стадия либидо начинается с влюбленности и стремления к духовному общению с объектом влюбленности, который непременно идеализируется. Именно поэтому подросток часто находит кумиров среди публичных людей – звезд и светских персонажей (подобно тому, как некогда прабабушки влюблялись в байроновского персонажа Чайльд-Гарольда).

Платоническая любовь характеризуется высоким накалом чувств и возвышенностью. Хотя это уже начало формирования либидо, здесь еще нет места физиологическим инстинктам. Подросток лишь мечтает о своем кумире и тяжко страдает от безответной любви.

В своих сладких грезах мальчики совершают воображаемые подвиги в честь возлюбленной, а девочки представляют себе, как избранник стоит под балконом, как Ромео, поет ей серенады. Платоническое либидо – это не только эфемерное поклонение кумиру. Оно обязательно должно иметь и вторую фазу: реализацию влечения.

При нормальном психосексуальном развитии подросток стремится обратить на себя внимание объекта влюбленности, хочет постоянно быть рядом, ходить вместе в школу, сидеть за одной партой, вдвоем готовить уроки, да и вообще проводить в его обществе как можно больше времени. У многих мальчишек-подростков влюбленность проявляется характерной инфантильной агрессивностью – они дергают понравившуюся девочку за волосы, щипают, толкают. В этом возрасте однополые подростковые коллективы начинают распадаться, мальчики и девочки разбиваются на парочки.

Твои действия. Подросток так сильно страдает от любви (не спит, не ест, тоскует и сохнет на глазах), что это пугает папу и маму. Как правило, родителям такой накал чувств непонятен, они пытаются вразумить и утешить свое дитятко: «В ней (нем) нет ничего такого, из-за чего стоило бы так страдать!» Самая страшная ошибка – запрещать ребенку мечтать об объекте любви, общаться с ним. Запрет не только не даст желаемого эффекта, но и может вызвать задержку психосексуального развития, а порой и привести к трагическим последствиям – депрессии и попытке самоубийства. Раздели вместе с ребенком его переживания: расспроси об объекте любви, расскажи о своей первой влюбленности. Главное – делай акцент на значимости его состояния. Подростку ни к чему знать, что «все пройдет, как белых яблонь дым».

Создание идеала

Подростку кажется, что его чувства навсегда, однако первая влюбленность обычно очень быстро проходит. Точнее, влюбленность остается, сменяются объекты душевного томления. Не пугайся, это вовсе не означает, что из дочки, «обожающей» одновременно соседа по парте, Брэда Питта и учителя физкультуры, не получится образцово-показательной жены. Это совершенно естественное состояние души в период становления сексуальности. Происходит настройка, проигрывание, поиск методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов, эротических предпочтений и сексуальной ориентации, которые в дальнейшем будут характеризовать зрелое половое влечение. Благодаря этому у ребенка формируется идеал возлюбленной (возлюбленного).

Важно! Чем более широк у подростка диапазон предпочтений в периоде становления сексуальности, тем легче ему будет определиться в будущем.

По мере формирования третьей, эротической стадии либидо появляется потребность в ласке, в прикосновениях, в телесном контакте. Подросток хочет остаться наедине с объектом любви, прикоснуться к нему, обнимать и целовать.

При переходе либидо из платонической в эротическую стадию у подростков возникает интерес к интимной стороне полового общения: литературе, фотографиям и фильмам эротического содержания. В книгах им нравится описание сцен свиданий и объяснений в любви. Для взрослого в этих описаниях нет и намека на сексуальность, но эти вроде бы невинные сцены подстегивают воображение тинейджеров, побуждая к эротическому фантазированию.

Фантазии девочек чаще всего романтического свойства – например, о том, как в них влюбляется прекрасный незнакомец или известный киноактер, умирает от любви и часами простаивает под окнами в надежде увидеть милый силуэт, пишет любовные послания с пылкими признаниями, а потом увозит в прекрасную страну. Мечты мальчиков более материальны, их цель – доказать себе и другим, что они всенепременно станут мачо. Девочки более склонны к фантазированию, чем мальчики, и вместе с тем им труднее реализовать свое влечение.

Важно! Чем меньше времени проходит между началом фантазирования и его реализацией, тем гармоничнее формирование влечения. И наоборот, чем дольше откладывается воплощение фантазий и мечтаний, тем более вычурными и трудноисполнимыми они становятся.

Твои действия. Для того чтобы эта стадия благополучно завершилась, обязательно нужна реализация желаний, а именно: прикосновения к объекту обожания, объятия, поцелуи и (или) признания в любви. Поэтому относись спокойно к тому, что дружба твоего отпрыска вроде бы уже не так невинна. Прими ситуацию с пониманием, не досаждай нравоучениями – настораживающая тебя фаза взросления отпрыска скоро завершится. Обычно подросткам достаточно легкого телесного контакта (объятий, поцелуев), до поры до времени они и не помышляют о половой близости.

Иногда, увидев на улице целующихся или обнимающихся подростков, родители приходят в ужас и обвиняют их в «разврате». Вполне возможно, что на самом деле у ребят нет никаких «грязных» помыслов. Поцелуи и объятия, демонстрируемые на людях, как раз свидетельствуют о том, что это все еще эротическая стадия либидо.

Подростки, которые живут половой жизнью, уже прошли эротическую стадию, поэтому не размениваются на такую «мелочь», как поцелуи. В отличие от взрослых, для которых объятия и поцелуи являются эротической игрой и необходимой прелюдией к интимной близости, молодые люди при возникновении полового желания стараются немедленно его реализовать. Если подросток-мальчик имеет опыт интимных отношений, то он постарается уединиться вместе с партнершей (например, в квартире, пока родители на работе, в подвале, на чердаке, в подъезде или другом укромном месте, где можно осуществить половой акт), но не станет целоваться на улице, так как это ему уже «неинтересно».

Родителям необходимо постоянно общаться с детьми на тему секса. Оказывается, информативные беседы снижают риск заболеваний, передающихся половым путем. Подростки, которые постоянно обсуждают с матерями и отцами вопросы секса, гораздо позднее и реже вступают в беспорядочные половые связи.