Конфликт на работе: как свести последствия к минимуму

Конфликт на работе: как свести последствия к минимуму

Конфликт – это всегда неприятно. Ведь неизвестно, чем он может закончиться: слезами, кознями со стороны коллег, вовлечением «в войну» других людей, постоянными стычками или желанием уволиться.

Специалисты утверждают, что даже самая интересная и любимая работа рано или поздно вызывает в организме напряжение: организм «перегревается» и человек начинает испытывать непреодолимое желание освободиться от накопившегося дискомфорта. Большинство конфликтов на работе происходит из-за нечеткого распределения должностных обязанностей, и, как это неудивительно – из-за ерунды.

Иногда достаточно малейшего повода, неосторожно сказанного слова, взгляда «не так», вызывающей позы, и вот уже «из ничего» разгорается скандал. К сожалению, далеко не все способны справиться со своими эмоциями и чувствами в те или иные моменты жизни, что нередко приводит к сказанным сгоряча резким словам, опрометчивым поступкам, неверным решениям. Часто подобное происходит по той простой причине, что люди не умеют вовремя успокоиться и взять себя в руки.

Не допусти

В твоих силах приложить максимум усилий, чтобы дело не дошло до конфликта. Так ты не только сохранить хорошие отношения в коллективе, но и покажешь себя с хорошей стороны.

  • Устраиваясь на работу, четко оговори свои должностные обязанности. Распечатай их и повесь над своим столом. Пусть и другие коллеги знают, с чем к тебе можно обратиться, а что в твою компетенцию не входит.
  • Не смешивай личную жизнь с работой, не откровенничай с коллегами. Если появилась пятиминутка, не обсуждай коллег из соседнего отдела, лучше поговори о чем-нибудь постороннем. Ведь может случится так, что обсуждаемая персона окажется близкой знакомой твоего сотрудника.
  • Если кто-то из коллег считает, что ты в чем-то не права, выслушай его претензии, а затем очень спокойно озвучь свою точку зрения. Возможно, вы найдете компромисс.
  • Не давай повода для придирок: не опаздывай на работу, четко выполняй поручения, будь вежлива и корректна со всеми.
  • Почувствовав, что кто-то испытывает к тебе личную неприязнь, постарайся сохранять спокойствие. На колкости и неуместные шутки отвечай иронично, но не злобно. Если чувствуешь, что сейчас вскипишь и наговоришь лишнего, лучше промолчи.

Если ссора случилась

Даже самую сложную проблему можно решить. Будь тактичной и спокойной.

  • Ни в коем случае не переводи разговор с предмета конфликта на личные качества своего оппонента. Если он сам так делает – это его проигрыш.
  • Вступая в диалог, помни, что ты общаешься с человеком, который о себе хорошего мнения. Это необходимо подчеркивать всем своим видом, построением фраз во время беседы, важно также следить за тем, чтобы не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица.
  • Независимо от того, что бы тебе хотелось сказать в момент, когда эмоции захлестывают, остановись и выдержи паузу. Медленно посчитай про себя до тридцати, после чего ты сама убедишься в том, что можно найти куда более мудрое решение, чем просто выговориться и выплеснуть свои эмоции наружу.
  • Не впутывай в свой конфликт коллег.
  • Не замыкайся в себе. Общайся с обидчиком только по делу, сохраняя нейтральный тон. Если к тебе «цепляются», постарайся не заводиться и не огрызаться в ответ.
  • Если дело принимает серьезный оборот, не бойся пожаловаться начальнику. Ведь он сам в какой-то мере виноват, что создал в коллективе взрывоопасную атмосферу или проглядел намечающуюся ссору. Твое обращение не должно выглядеть как донос, сделай акцент на то, что тебе небезразличны успехи компании, которая из-за внутренних конфликтов и нервозной атмосферы в коллективе, может, например, потерять возможных клиентов.

Недоразумения с начальником

Может случиться и так, что твоим оппонентом станет начальник. Как поступить, чтобы не хочешь потерять работу? Психологи советуют ни в коем случае не устраивать сцен, не плакать и не доказывать свою правоту. Лучше выслушать претензии шефа до конца. Пока он говорит, постарайся взять себя в руки и сохранять спокойствие. Оно тебе пригодиться, для того, чтобы суметь донести свою позицию. Затем, если есть уверенность в своей правоте, скажи: «Я принимаю все ваши замечания. Но все же мне хотелось бы объяснить, почему я сделала так-то и так-то», если же чувствуешь вину – признай ошибку и скажи, что впредь постараешься подобного не допускать.

Как успокоить нервы

Существуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают сосредоточиться и успокоиться в состоянии стресса.

Прежде всего, начни медленно, равномерно и глубоко дышать, думая о своих ощущениях во время дыхания. Попробуй сделать глубокий вдох через рот и выдыхай резкими толчками. Можно сосредоточиться на том, что ты видишь или слышишь, и начать про себя называть это. Например: я вижу зеленую стену, картину на стене, открытые жалюзи, яркое солнце; я слышу голос моего коллеги, то, как шуршит газета, стучат каблуки в коридоре. Не лишним будет, если ты включишь на 5 минут свою любимую музыку, сядешь в кресло и закроешь глаза. По мнению психологов, эта методики лучше всего помогают успокоиться и отвлечься.