Как разделаться с неприятными делами

Как разделаться с неприятными делами

«Надо бы, но так не хочется!» - одна мысль о задачах, на которые нет ни сил, ни времени, ни желания, способна испортить самое радужное настроение.

Вовсе не обязательно использовать все предложенные приемы сразу - выбери тот, что пришелся  по душе.

Порой кажется, что неприятные дела специально придуманы для того, чтобы мучить нас угрызениями совести. Они «кочуют» из одного списка дел в другой, так и оставаясь не сделанными, а если такой перечень не ведется, то вспоминая о них, мы испытываем внутреннюю дрожь и чувствуем «непреодолимое» желание немедленно забыть.
 
Количество противных заданий можно было бы существенно сократить, если бы мы почаще пользовались своим неотъемлемым правом говорить «Нет» окружающим. Но тех, что умеют произносить эту «мантру» вслух, не так уж много (кстати, по разным оценкам от 20 до 30% своего рабочего времени люди тратят на то, чтобы попытаться перепоручить свои задачи коллегам, так что офис превращается в гигантский вокзал, где каждый норовит перевести стрелки на другого).
 
Но если умение отказывать — не твой конек, если ты не нашаи кого-то, на чьи плечи можно переложить свои «неприятные» поручения, не готова расстаться с деньгами, чтобы решить их с помощью профессионалов, остается только взять себя в руки и... приступить.
 
Общие рекомендации (работают как для разовых дел, так и для рутинных)
 
1.  Где у тебя кнопка?
 
Мгновенно «включиться» и приступить к делу — непросто. Так что оптимальный вариант — создать свою личную систему «настройки». Очень часто в качестве «пускового механизма» используется музыка. Твоя задача вспомнить свои любимые мелодии — те, что заряжают энергией, поднимают настроение и ассоциируются с чем-то прекрасным, а затем распределить их — для сложной работы, требующей напряжения интеллекта — одна, для уборки — другая и.т.д.
 
Еще один очень сильный «якорь», который помогает настроиться на «рабочий лад», - это запахи (наверное, именно поэтому чашечка утреннего кофе превращается в ритуал). Если ты не знаешь, какие ароматы пробуждают тебя к жизни, то выясни это, а потом не стесняйся использовать их по мере необходимости (подсказка: оптимизм в нас обычно вселяют цитрусовые).
 
2. Представь себя победительницей
 
Если на грядущий день запланировано что-то противное, но жизненно необходимое, еще утром представьсебе, что он уже прошел, и ощутите то чувство глубокого удовлетворения, которое непременно почувствуешь вечером, гордость за себя — талантливую, успешную и упорную. И никакой жалости к собственной особе — только настрой на победу!
 
Кроме того, не «накручивай» себя заранее, что все будет очень плохо. Реальность может не иметь с ожиданиями ничего общего — стоит ли терять свои нервные клетки заранее?
 
3. Три пометки
 
Все-таки список дел составить придется. Возьми за правило ставить галочку рядом с тем пунктом, к которому можно бы приступить и сегодня, но не хочется. Только договорись сама с собой заранее — ты имеешь право поставить только три таких галочки. Потом все — хочешь-не хочешь, никаких поблажек — нужно делать, а не заниматься поисками отговорок.
 
Если неприятное дело нужно сделать один раз
 
1. Пойти и... сделать
 
Кто-то, прочитав эту фразу, сможет действительно немедленно пойти и сделать (считай этот призыв руководством к действию). Другим может потребоваться предварительная подготовка. Назначь день и час, продумай все мелочи - свой наряд, действия, слова и жесты. И самое главное — отложи в сторону все остальные неприятные дела. Сегодня ты решаешь только один вопрос.
 
2. Представить последствия
 
Попугай себя немного, отвечая на вопрос, чем грозит откладывание дела в долгий ящик. Мысленно доведи ситуацию до крайности — не стесняйся использовать самые мрачные краски. Вот ты не записалась на прием к стоматологу сегодня, завтра... прошел год. То, что сейчас еще можно вылечить, уже догнивает, основную часть бюджета ты тратишь на обезболивающее (и зря — ведь на горизонте маячат импланты и мосты, а это очень дорогое удовольствие). Стало по-настоящему страшно? Вставай и звони.
 
Тем, у кого с самоиронией все в порядке, помогает представить... собственное надгробие с надписью «Здесь покоится..., которая так и не...». Вместо пропусков вставь нужные данные.
 
3. Добавить приятный антураж
 
Можно попробовать «подсластить» пилюлю, «подбадривать» себя, сочетая неприятное с приятным. Например, вести важный, но не самый радостный разговор, лежа при свечах в ванной и наслаждаясь шампанским.
 
Если неприятные дела нужно делать регулярно
 
1. Метод швейцарского сыра
 
Если задачка сложная и решить ее одним кавалерийским наскоком нельзя, то стоит применить эту методику. «Попробуй выполнять задачу не в логическом порядке, а в произвольном, «выгрызая» из разных мест маленькие кусочки — наиболее простые, приятные и.т.д., - советует Глеб Архангельский, автор бестселлера «Тайм-драйв», - через какое-то время в твоем «сыре» образуется столько дырок, что «доесть» его будет не сложно».
 
2. «Поедание лягушек»
 
Испанская поговорка советует съедать лягушку утром. Неплохая рекомендация — ведь если ты сделала это, то вряд ли с тобой в этот день случится что-то более ужасное. В тайм-менеджементе «лягушками» традиционно называют маленькие, но ужасно противные дела, которые имеют свойство накапливаться и «мутировать» в крупные неприятности. Возьми за правило «съедать» ровно по одной лягушке с утра. Это позволит тебе забыть про угрызения совести и чувство вины за «бесцельно прожитый день» - ведь с намеченным на сегодня уже ты уже справилась.
 
С этим подходом «перекликается» и методика «реактивных домохозяек» - флай-леди. Вместо того, например, чтобы сделать генеральную уборку во всем доме, а потом умереть от усталости, ты день за днем в течение 15 минут (и не минутой больше!) наводишь порядок в какой-то одной «горячей» точке.
 
3. «Конкретизируй это»
 
Склонность к глобализации губит массу весьма полезных начинаний, что называется, на корню. Большие, пугающие своими масштабами дела, к которым непонятно, с какого боку лучше подступиться, гораздо легче сделать, используя пошаговые стратегии. Ставь перед собой небольшие реальные задачки примерно одинаковые по объему и трудозатратности.
 
Кроме того, идеально, если в момент постановки цели ты максимально ее конкретизируешь. Допустим, «изучение иностранного языка» - звучит гордо, но очень размыто. Уточни — чего именно ты хочешь? Общаться, поехав в отпуск, бегло говорить с носителями языка, освоить специальную лексику, чтобы переводить, например, договоры? После того как ты определишься, сразу станет понятнее, как действовать. Допустим, тебя интересует разговорный язык — возьми за правило смотреть минимум 3 серии любимого сериала без перевода в неделю, заучивать 10 новых слов и выражений каждый день, читать 2 статьи в неделю на интересных вам сайтах и.т.д. Фиксируй выполнение этих заданий в таблице (см. следующий пункт).
 
4. Промежуточные радости
 
Простой и действенный способ повысить собственную мотивацию — это завести таблицу регулярных дел, рекомендует Глеб Архангельский. Помести ее на видное место, так, чтобы она хотя бы два раза в день попадалась на глаза. Рядом с делами перечисли приятные и «негорящие» покупки. И договорись с собой, что за каждые 15 галочек в любой графе «сделано» ты покупаешь какую-то приятную вещь.
 
И напоследок — самое главное. Если ты использовала все выше перечисленные способы, а шлейф из неприятных дел так и тянется за тобой, поразмысли на досуге — твои ли это дела? Точно ли именно ты должна их сделать?А, может быть, ты просто живешь не своей жизнью?