Сказкотерапия: помоги себе

Сказкотерапия: помоги себе "проснуться"

Все мы живем в той или иной сказке. Вообще, современная наука (и психотерапия в частности) рассматривает нашу действительность в виде набора сюжетов.

Что это за сюжеты? Это как правило короткие, динамичные, легко постигаемые истории. И историй этих не так много...

Их легко изучать, так как события в этих историях сцеплены друг с другом и текут вдоль определённых указателей. Грубо говоря, у каждой такой истории есть внутренняя структура, потому истории и поддаются изучению.

Это только на первый взгляд кажется, что «мир - это история, рассказанная идиотом, где нет никакого смысла, а есть только шум и ярость». (Так сказал Шекспир устами одного своего трагического героя.)

Когда страсти поулягутся (и мы, например, вместо чтения Сартра и Уэльбека обращаемся к психологической литературе и психотерапии), то становится ясно - мир состоит из умопостигаемых сюжетов, имеющих чёткую структуру и сюжетов этих ограниченное количество. А отсюда до вопроса «Как починить?» не так далеко...

Ну а что же тогда такое - сказка, и почему мы все живём в том или ином сюжете сказки?

Ведь сюжет сказки - это «модель» каждой жизненной ситуации. Другими словами, сказка - это такой же сюжет, только не ограниченный обыденной логикой наблюдаемой реальности.

Чем же полезны - сказка, миф, сюжет, история? Чем нам полезны знания о них?

Когда человеку известно много разных сюжетов сказок, мы говорим, этот человек - умён. Он знает, где подстелить соломку. В чём же состоит проблема? Почему нужна сказкотерапия?

Многие из этих знаний в нас - бессознательны!

Грубо говоря, живя «внутри» сюжета сказки, мы не знаем - что там будет дальше. Потому что мы внутри этого сюжета сказки играем роль персонажа, которому до поры до времени знать ничего не положено. Если же мы «выскакиваем за пределы этого сюжета сказки», то мы становимся теми, кто знает всё «наперёд» и тогда можем пытаться «подсказывать» её героям...

Примеры таких сюжетов сказки

  • Знали ли родители Спящей Красавицы, что не приглашать старую фею на крестины - «очень чревато»? Если б знали, что разгневанная, она проклянёт их дочь - обязательно пригласили бы!
  • Знала ли Мёртвая Царевна, что то яблочко, которое ей предложит старуха-чернавка будет отравлено? Если б точно знала, то не взяла бы!
  • Знал ли Лесник, отец Золушки, что женится во второй раз на ужасной женщине? Если б знал, не женился бы на золушкиной мачехе.
  • Знал ли Великан-Людоед, что кот, пришедший к нему в замок, означает, что ему великану, придёт конец? Если б знал бы, не допустил бы кота и на порог...
  • Знала ли одна из трёх сестриц, что пряли под окном, что её сёстры способны на страшную интригу, в результате которой она и её сын окажутся в бочке, плывущей по волнам? Если б знала, придумала бы способ как нейтрализовать сестёр-завистниц...

И так далее...

Однако, живя внутри своего сказочного сюжета, мы знаем ровно то, что «положено» знать нам по роли в нашем жизненном сюжете...

И как говорят сказкотерапевты, ОЧЕНЬ МНОГИЕ ВЕЩИ (особенно - ЗНАНИЕ всего сюжета целиком) нам просто по роли - не прописаны.

Так, Ивану-дураку по его роли «не положено» иметь большой ум. А мачехиной дочке по её роли «не положено» быть толерантной, услужливой и стелить постельку Дедушке Морозу.

Можно пересчитать по пальцам те роли, в который прописано ЗНАНИЕ всего сюжета сказки. Вот, например, Гендальф. Он - волшебник, и он примерно знает, чем закончится вся история. Но много ли таких ролей?

Зачем нужна осознанность?

Если у тебе нет осознанности, если ты:

  • вообще не веришь и не осознаёшь, что живёшь в сценарии какого-то мифа (сказки),
  • или не знаешь - в какой конкретно сказке ты сейчас живёшь,
  • или не знаешь, какой ты там персонаж,
  • или же не знаешь, в каком месте сюжета находишься, то...
  • тогда тебе будет дано весьма мало шансов - что-либо поменять в этом сюжете сказки...

Всё, что ты сумеешь сделать - это отлично сыграть свою роль и сойти со сцены под чужие аплодисменты.

Вот например, хочешь ли ты принять участие в инсценировке сказки «Жил-был у бабушки Серенький Козлик»? В роли козлика?

И не пытайся защищаться!

Сколько бы у тебя ни было ума, талантов, красоты, богатств и обаяния... всё это просто прольёт воду на мельницу расцвечивания и обогащения сего стандартного сюжета.

Просто в твоем случае волки съедят - умного, образованного, богатого, красивого, обаятельного и подающего надежды козлика редкой породы, выписанного бабушкой прямо с последнего курса Кембриджа, где козлик стажировался в изучении поздних латинских авторов...

Ну и «волки» соответственно могут быть (а могут и не быть!) «покруче» - простых волков к такому блюду в некоторых сюжетах не подпустят.

Потом такому козлику могут возвести даже памятник в центре города Мариуполя. Но вам-то какое дело? Результат будет один - козлика съели волки.

Развитие осознанности в процессе сказкотерапии

Единственное, что поможет козлику из сказки «Жил-был у бабушки...» так это - ОСОЗНАННОСТЬ, в какой сказке он пребывает и какую роль там исполняет. Это называется не ум, но мудрость.

Мудрость, которой учат (учили когда-то) сказки и учит сейчас - сказкотерапия.

Итак, ты можешь отлично сыграть свою роль...

Ты можешь подкорректировать свою роль,

выйти за пределы роли (если это тебе нужно).

Ты можешь увидеть другие роли и другие сказки.

Так ты станешь Творцом своей биографии - своей Сказки.

Однако, эту работу бывает трудно сделать самому - со стороны как-то всегда виднее, кто в какой сказке живёт. Поэтому, занимаясь сказкотерапией - помогайте друг другу.