Главные кризисы взросления у ребенка

Главные кризисы взросления у ребенка

Ты знаешь, что твой ребенок – это неповторимая, личность. Это стало ясно уже с самого его рождения, не правда ли? Мы расскажем тебе, как сохранить его индивидуальность и избежать конфликта поколений.

Каким бы послушным не был ребенок, и как бы хорошо не владели родители секретами воспитания, в определенные периоды взросления их чада, между ними встает стена непонимания. Сначала это «не хочу» и «не буду», потом «вы меня не понимаете», а дальше «у меня своя жизнь». Очень многие родители слышал такие фразы от своего ребенка. Психологи считают, что в этом виноваты возрастные кризисы, которые переживает каждый человек. Они происходят и в детском возрасте, и в зрелые годы. У каждого кризисной ситуации свои особенности, из каждой можно найти выход. Нужно только уметь договариваться со своими детьми и любить их.

Упрямый детский сад

Иногда в ребенка как будто бес вселяется – он все делает наоборот. Обычно такое происходит, когда малышу исполняется 3 года. Правда в последнее время психологи отмечают, что первый возрастной кризис может наступить и раньше – в 1,5-2 года.

Виной этому акселерация и гиперактивность современных деток. Только научившись говорить, малыши уже пробуют заявить о себе, любой ценой пытаются привлечь к себе повышенное внимание: капризами, слезами и даже агрессией. Они еще не знают, как жить в этом мире и поэтому «показывают зубки», пытаясь узнать, где реальные границы дозволенного. Они перестают слушать родительские наставления, чтобы понять как это – быть самостоятельным, а взрослые эти проявления свободолюбия объясняют обыкновенным упрямством. Опасность этого периода состоит в том, что многие родители направляют все свои усилия на то, чтобы строгими запретам, правилами поведения, наказаниями добиться примитивного подчинения. В будущем это приведет к тому, что ребенок не будет иметь своего мнения и вырастит безвольным человеком. Столкнувшись с первым возрастным кризисом, действовать надо иначе. 



Устанавливая границы дозволенного, аргументируй запреты. Ребенок должен знать, почему ему что-то запрещают. Нельзя брать спички –  зажгите их вместе, пусть карапуз поймет, что может быть горячо и больно; трогать нож – позвольте ему чуть дотронуться до лезвия, чтобы он мог понять, как это опасно; нельзя грубить бабушке, потому что любому человеку (и ему самому) такое обращение обидно; дразнить собаку и таскать кошку за хвост – им больно. Объясняй все это малышу доступно, приводя примеры.
Предлагай альтернативу, чтобы мир не казался малышу одним большим «нельзя». Например, большим кухонным ножом резать нельзя, зато можно взять игрушечный пластиковый ножичек. Нельзя стричь кота, а вот плюшевому мишке можно сделать модную стрижку.
Иди на уступки там, где это возможно.  Не хочет малыш есть манную кашу – предложи нему выбор, например, гречневую или овсяную. Требует торт? Пообещай кусочек, но только после каши или йогурта. Не думай, что таким образом ты разбалуешь свое чадо! У ребенка хватит здравого смысла питаться разнообразной едой.  Да и сладости он будет просить реже, если они не будут казаться ему сладким запретным плодом.

Переключай внимание. Когда ребенок начинает капризничать, предложи ему заняться любимым делом: порисовать, сходить в парк или помочь тебе приготовить обед. Только исходи из его желаний, а не из своих. Если он соглашается идти на прогулку, а ты планировала уборку, то сначала тебе придется погулять с ним. Переключить его внимание можно и с помощью истории или сказки. Придумай, например, историю про упрямого ослика, который попадает в разные неприятности из-за того, что не слушает маму. Рассказывай новую главу истории после каждого каприза. 

 


Растерянные первоклашки

Первые три года учебы очень важны, и именно в это время детям бывает особенно нелегко. Эту пору психологи называют кризисом школьного возраста. Требования в школе совсем другие, нежели в садике – теперь ребенку приходится многое делать самому, он ощущает ответственность, мамы рядом нет. Это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми, для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем, нужно постараться быть не опекающим, а ответственным и способным стать на защиту своего ребенка от посторонних людей.

Больше внимания. Не стоит постоянно говорить ребенку, что теперь он  - взрослый и должен быть самостоятельным. Он повзрослеет, но не сразу. Не обделяй его вниманием и лаской. Старайся ничего не упускать из виду - твой маленький ученик пришел из школы расстроенный, пренебрежительно отозвался о друзьях, не хочет идти на уроки, стал уставать, не концентрирует внимание. Это могут быть первые признаки надвигающейся беды, поэтому обязательно найди время и расспроси, как дела, что нравится, а что – нет в школе, какие у него там возникают трудности. Здесь зависит от мамы - хорошо, если ты сумеешь быстро сориентироваться и переключить ребенка на какую-нибудь конструктивную деятельность. 

Разговоры по душам. Заведи правило: маленький ученик ежедневно за ужином или перед сном делится с тобой впечатлениями о прошедшем дне. Если сын или дочка из породы молчунов, задавай наводящие вопросы: «Учительница нравится?», «С друзьями не ссоришься?», «Какой предмет самый любимый?» и так далее. Даже если все ответы будут «нормально», ты все равно почувствуешь, где есть проблемы и сможешь «копнуть глубже».

Мамин психоанализ. Если ребенок тихий и замкнутый, в первые месяцы учебы эти качества могут обостриться. Посоветуй малышу, как сдружиться с другими детьми, например, пусть возьмет в школу интересную игрушку – так он привлечет к себе внимание. Попробуй записать его в секцию или кружок по интересам – это очень повышает самооценку и общительность.
Если у тебя растет непоседа, то вполне возможно он занимается в школе чем угодно, но только не учится. Не ругай его. Сорок пять минут урока для него –  каторга. Тебе нужно помочь ребенку научиться направлять свою энергию в правильном направлении. Поговори с учителем – пусть назначит твоего ученика ответственным за порядок на книжных полках или полив растений. Организовывая других, активист станет организованнее и сам. 
 


Подрастающие максималисты

В возрасте 12-15 лет дети еще ориентируются на взрослых, но им нужна теперь не столько защита, сколько признание себя, как самостоятельной личности, со своими желаниями, позицией, мнением. В семьях, где существуют доверительные отношения между членами семьи, этот период проходит относительно спокойно. Если ты хочешь навсегда остаться для своего ребенка одним из лучших друзей, прислушайся к таким советам.

• Слушай своего ребенка, когда он пытается тебе что-то рассказать и не отвергай то, что он говорит, даже если его слова кажутся тебе совершенно абсурдными. Выслушивая и понимая своих детей, мы помогаем им понять очень важную вещь: этот мир может быть и жестоким и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда - это родители.

• Поощряй откровенность. Если он честно признал какие-то свои промахи, похвали за открытость и не наказывай строго. Тогда ребенок поймет, что может прийти к тебе с любой проблемой, вне зависимости от того, прав он или нет, гордится он своими поступками или стыдится.

• Старайся не вмешиваться в его отношения с друзьями и противоположным полом.  Даже если подросток рассказывает о своих проблемах, не бросайся сразу выручать его или защищать. Предложи свою помощь, но настаивать не стоит. Лучше поговори с ним о шагах, которые он может предпринять самостоятельно.