Ребенок и деньги: как воспитать правильное к ним отношение

Ребенок и деньги: как воспитать правильное к ним отношение

Что должен знать современный ребенок о финансах? И  как воспитать у  него правильное отношение к деньгам?

Наше поколение столкнули в рыночную экономику, как слепых котят в ведро с водой. Ни школа, ни родители не могли внятно объяснить нам, как вести себя в обстановке изменившейся действительности. Собственно, школа и сейчас не балует учеников уроками финансовой грамотности. А родители? Всегда ли мы осознаем, что наш стиль поведения, наши мимолетные высказывания  могут сформировать у ребенка неправильное отношение к деньгам? А ведь те, кому сейчас от десяти до пятнадцати, совсем скоро с головой окунутся в непростой водоворот денежных отношений. Давай облегчим им вхождение во взрослую жизнь.     

 Как научить ребенка распоряжаться деньгами

Богатый – значит 
счастливый?
 
Наши отпрыски гораздо приземленнее, чем были мы в их возрасте. Современный тинейджер, мечтая о будущем, видит себя прежде всего состоятельным человеком: на собственной вилле, с личным вертолетом и мешком денег. Стоит ли возмущаться, услышав от своего ребенка фразу «Хочу быть богатым!»?

Сергей Биденко, автор программы факультативного школьного курса «Финансовое воспитание», убеж-ден: очень важно различать уважение к деньгам и маниакальное пристрастие к ним: «Донесите такую мысль: заработки должны нести добро и тебе, и твоим близким. Пусть они украшают твою жизнь и будут потрачены на что-то доброе и светлое». Для этого необязательно читать ребенку нудные лекции. Говоря о своей работе, делай упор на том, что ты трудишься не ради денег, а ради того, чтобы на эти деньги семье жилось счастливо. 
 
ребенок и деньги

Простые правила для 
родителей 
 
Сколько бы красивых фраз о вторичности денег мы ни произносили, поступки родителей всегда красноречивее слов. Если на твой домашний телефон время от времени названивают коллекторы или ты спускаешь всю зарплату за два дня после ее получения, то как ты думаешь, научится твое чадо правильно распределять свои финансы? Вся беда в том, что нам, взрослым, очень сложно переучиваться. Давай постараемся привить себе хотя бы несколько полезных финансовых привычек. Мне очень понравились советы, которые предложил в своем блоге «Дети и деньги» Леонид Бершидский, глава редакции деловой и учебной литературы издательства «ЭКСМО».

Итак, он рекомендует при детях тратить деньги равномерно и только на необходимое, не поддаваясь соблазну импульсивных покупок. Беря в долг, обязательно оговаривать сроки его погашения и аккуратно их соблюдать. При удобном случае порассуждать с ребенком о том, что деньги всегда даются в обмен на труд, а иначе просто не дано. Еще один дельный совет: превращай поход за покупками в упражнение-выбор: кофточка или игрушка? Кукла или сладости? Вот увидишь: растягивая приобретение вещей на несколько этапов, ты продлишь себе и ребенку удовольствие!   
 
 
Качества будущего 
богача
 
 Как ты думаешь, из каких детей чаще вырастают наиболее финансово удачливые взрослые? Как ни странно, так любимые учителями отличники, паиньки и конформисты редко становятся богачами. Потому что с детства им вдолбили в голову: все  надо делать по правилам! Если ты хочешь, чтобы твой ребенок научился зарабатывать хорошие деньги, тебе будет полезно узнать выводы классика психологической науки Вальтера Мишеля, профессора Колумбийского университета.  Он доказал: более успешными становятся те дети, которые умеют мыслить вне рамок и обладают терпеливостью. Поэтому решение любых творческих задачек и корпение над сборкой абсолютно ненужной, по твоему мнению, модели корабля – фундамент будущих финансовых свершений.

Поощряй нестандартный подход к любому делу – от мытья полов до способа заплетания косичек. В игровой форме заинтересуй своего отпрыска нейробикой. Воспринимай кружок рисования или секцию карате не только как возможность отвлечь ребенка от дворовой компании, но и как развитие его потенциала. 
 
Средство, а не цель
 
 Наш консультант Сергей Биденко  предлагает небольшое упражнение, которое поможет твоему подростку сориентироваться на цель и понять, что деньги – это один из инструментов ее достижения. На упражнение можно тратить ровно пять минут пять дней в неделю, сначала – под твоим контролем. Ребенок загадывает одно  (только одно!) желание, загибает указательный палец и представлят его себе в виде большой красочной картинки. Новый велосипед? Собственный ноутбук? Целый мешок сладостей? Все, что угодно!

Затем загибаем средний палец, представляя себе ту сумму, которая нужна на исполнение желания. Потом – безымянный: подсчитываем вместе, сколько у нас уже есть денег, накопленных на исполнение желания, благодарим и хвалим себя за каждую копеечку. Настал черед мизинца – подсчитываем, сколько нам осталось до нужной суммы (самая малость!). Внимание! Тебе действительно осталась малость! Все трудное позади, ведь тяжелее всего – начать. Загибаем пальчик и хвалим себя за то, что нам осталась самая малость. Большой палец держим вверх: у нас все хорошо, мы почти у цели! А теперь планируем дальнейшие пять шагов к достижению цели и загибаем большой палец. Все! Ты уже зарабатываешь на свое желание! 
 
Финансовый ликбез
 
Познакомь своего ребенка с тем, из чего складывается ваш семейный бюджет. Проводи регулярные семейные обсуждения, как сократить расходы по разным статьям и увеличить доходы. Это важно по двум причинам: во-первых, подросток буквально «на пальцах» поймет, что, оказывается, родители не купили ему в этом месяце новые ролики не из-за вредности – просто на еду, одежду, коммунальные платежи уходит львиная часть доходов. А во-вторых, это поможет тинейджеру построить собственный бюджетный план. Сергей Биденко советует: «Ребенок может расписать, на что он тратит свои карманные деньги, включая чипсы, сладкую воду, брелоки.

Предположим, что в месяц подростку выдается сумма в 300 гривен. Предложите ему представить, что сумма будет уменьшена вдвое. От каких покупок в этом перечне он сможет отказаться? Разнообразные вкусняшки и побрякушки сразу уйдут в небытие, и ребенок поймет, какая сумма ему действительно необходима, а какую он может ежемесячно откладывать на покупку своей мечты: компьютер, приставку, ролики и т. д.» Твой ребенок требует повышения суммы карманных денег? Объясни, что дополнительные средства он может заработать.  


Скажем, помогая тебе в работе: что-то нужно напечатать или набрать на компьютере, составить картотеку, подмести в офисе и так далее. Вот только платить за домашний труд специалисты все-таки не рекомендуют. «Давать за это деньги – значит, нарушать принцип бескорыстия в семейных отношениях. Если ввести такую практику, в результате ребенок будет вымогать деньги за любое свое действие. Но родители могут заплатить за те виды работ, которые сделали бы наемные рабочие. Например, за покраску гаража», – говорит Сергей. 
 
«А мои друзья тратят больше!»
 
Подростки гораздо острее, чем мы, взрослые, воспринимают финансовое неравенство в детском коллективе. Нелестное сравнение себя с другими может стать причиной массы комплексов. Он хочет выделиться в детской компании? Объясни ему, что удовольствие можно получить не только от похода в кафе, но и от самостоятельно организованной экскурсии по необычным местам города, от любой творческой и интересной идеи.

Таким образом тинейджер способен обрести репутацию человека нестандартного, интересного. Еще одно немаловажное умение, которому ты можешь научить своего ребенка, – говорить «нет», когда его компания собирается устроить развлечение, требующее больших трат. Сергей Биденко советует: «Не обязательно (и даже нежелательно) говорить, что у него «мало денег» или «нет денег». Лучше сказать, что он не хочет тратить столько денег на определенные мероприятия. Если друзья подростка выстроили планы без него, он вправе отказаться в этом участвовать. В конце концов, настоящие друзья ценят мнение друг друга. Можно откровенно сказать, что он подсчитал предполагаемый бюджет и не может себе этого позволить». 
 
 
Текст Елены Еловиковой