В чем не ошибся старик Фрейд: проверь на себе

В чем не ошибся старик Фрейд: проверь на себе

6 мая - день рождения Зигмунда Фрейда. Его называли магом и мистификатором, великим ученым и не менее великим шарлатаном. В свое время открытия, сделанные Фрейдом, взорвали мир посильнее атомной бомбы!

На кожаной кушетке в уютном зашторенном помещении лежала красивая женщина 35-40 лет. «Доктор, поймите меня, – немного сбиваясь, говорила она. – С тех пор, как я стала известна, со мной происходит что-то странное. Мне кажется, что существует две меня. Одна – киноактриса, чье имя пишется заглавными буквами. Вторая – я сама, которая обязана помогать звезде. Я схожу с ума, потому что постепенно становлюсь служанкой этой особы»… Позже Кэтлин Тернер («Роман с камнем», «Война роз», «Кто подставил Кролика Роджера?») призналась: «Решение посетить психоналитика было самым мудрым в моей жизни. Теперь я живу собственной жизнью, а звезду изображаю лишь на съемках и интервью».

Ее коллеги по цеху тоже часто обращаются к подобным специалистам. Роббин Уильямс никак не мог прийти в себя после развода. Дастина Хоффмана отовсюду увольняли, когда он только приехал в Нью-Йорк делать карьеру, и актер потерял веру в себя. Ким Бэссинджер замучил страх замкнутого пространства. У Линды Гамильтон после роли Сары в «Терминаторе» началось раздвоение личности... Все они нашли спасение в кабинетах психоаналитиков.

Богачи США и Европы платят психоаналитикам огромные деньги. У нас в стране один сеанс психоанализа стоит от 50 до 100 долларов, что, согласись, могут позволить себе лишь весьма обеспеченные люди.

Психиатры лечат лекарствами, а психоаналитики – словом. Но, в отличие от психологов, работающих с «разумной» частью нашего мозга – сознанием, психоаналитики углубляются в наше бессознательное. Первым, кто проложил дорогу в этот мир, и был Зигмунд Фрейд. Воспользовавшись его учением, ты сможешь понять многие вещи, которые с тобой происходят.

Его достижения

Свое первое открытие австрийский врач сделал во время практики со старшим коллегой Брейером (ученым, который стал использовать гипноз для лечения истерии и неврозов). Фрейд установил, что все наши проблемы, страхи и переживания не объясняются лишь сознанием, как считалось ранее. Есть еще скрытая часть психики – бессознательное, куда вытесняется все то, что мы не хотим помнить или понимать. Загоняя в подсознание нереализованные желания и тревоги, мы «выращиваем» в себе неврозы и истерию.

Кроме того, Фрейд впервые ввел термин «либидо» и заявил о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры. Он шокировал научный мир, когда в 1896 году сделал доклад Венскому психиатрическому и нейрологическому обществу, где впервые рассказал о своих открытиях. Коллеги с негодованием отвергли его теории, называя их «ненормальными», «научными сказками» и втайне страшась признать, что зерно истины в них все-таки есть. Не будем судить их строго. Представь, как трудно было добропорядочному буржуа признать, что у него есть скрытые желания и потребности, выходящие за рамки общепринятых? Или согласиться, что он так сильно кричит на сына лишь потому, что мстит за нелюбовь отца?

Фрейд копнул не только бессознательное, он коснулся всех табу, на которых тогда держалось общество. Не будем тратить время на теорию, давай перейдем к практике. Как нам может пригодиться его учение в реальной жизни?

Три кита бессознательного

Итак, основой для современного психоанализа стало открытие теории бессознательного. Согласно ей, сознательная часть психики вытесняет в бессознательное все то, причиняет нам боль, дискомфорт или ранит. Чем сильнее в нас страх или глубже комплексы, тем глубже уходят корни проблемы в бессознательное.

Сознательную часть психики Фрейд назвал Я (или Эго), а бессознательное – Оно. Оно – это сила в нас, где живет инстинкт, где бушуют страсти и прячутся наши желания и стремления, где преобладает «принцип удовольствия». Конфликт состоит в том, что Я старается усмирить Оно: мы подавляем в себе бессознательные инстинкты, заложенные в нас природой. И в тот момент, когда Оно вырывается из-под контроля Я, с нами случаются истерики, формируются неврозы, происходят срывы. Наравне с Эго и Оно в нас действует и Сверх-Я (или Суперэго) – наш внутренний цензор, совесть. Сверх-Я – это то, к чему мы стремимся, чему бессознательно поклоняемся. И если Сверх-Я – это проявление самого высокого в душе человека, то Оно – проявление самого низменного.

Все эти силы живут в нас, бушуют, и если мы не понимаем их, то действуют разрушительно, считал Фрейд. Все, что мы боимся понять и принять – вытесняется. Фрейд говорил, что вытеснению подлежит и сексуальная часть нашей жизни, и детские комплексы и переживания, и наши мечты и потаенные желания. Например, ты очень хочешь понравиться маме, а мама мечтает, чтобы ты стала врачом, хотя тебе по душе занятия музыкой. Но ты поступаешь в медицинский, не осознавая, что таким образом лишь хочешь нравиться родителям. А тем временем в бессознательное вытесняются мечты о новеньком черном фортепиано и зале, взрывающемся овациями после твоего выступления. Вытеснив мечту – в угоду ли родителям, обществу ли, – мы не становимся счастливее. А погружение в бессознательное помогает подавить сопротивление и вывести наружу все, что является причиной неврозов и наших душевных переживаний.

Анализ сновидений

Бессознательное можно разбирать годами: сам Фрейд потратил на это всю жизнь. Увы, на регулярные посещения психоаналитика не у всех хватает времени и денег. Но ты можешь попробовать помочь себе сама! Учись наблюдать за собой и внимательнее прислушивайся к себе.

Начни с анализа своих снов. Все элементы твоих сновидений – это символы, которые передает тебе бессознательное. Оно пользуется ими, словно опытный разведчик, чтобы обойти сознание. Кстати, не думай, что «сны по Фрейду» имеют лишь сексуальное значение. Сам Фрейд в своей лекции «Пересмотр теории сновидений» писал, что никогда не утверждал, будто все сновидения имеют сексуальное содержание. Сны кричат тебе о том, что болит и что спрятано в глубине, а вот что именно – сексуальные проблемы или детские переживания – в этом придется разбираться самой.

Однако из песни слова не выкинешь: большое значение в толковании снов у Фрейда имеет сексуальная сфера. Все продолговатые удлиненные предметы он трактовал как фаллос, а туннели, углубления и пещеры – как женский половой орган. Даже газета, как и все, сделанное из бумаги, по Фрейду символизирует женщину или женские половые органы, абрикосы (как и большинство фруктов) являются символами женской груди или ягодиц, а игру на балалайке (или на каком-то другом музыкальном инструменте) трактуют как символ мастурбации или онанизма. Но не все так просто. Как нет смысла пользоваться сонниками, так и не стоит сильно зацикливаться на сексуальном подтексте снов. Символы, которые приходят к тебе во сне, – абсолютно индивидуальны, и свои сны ты можешь трактовать только сама (либо с опытным специалистом). Для одного игра на балалайке будет сигналом сексуальной неудовлетворенности, а для другого – подавленным желанием заниматься музыкой. Главное в теории сновидений Фрейда то, что сны – это способ «общения» твоего бессознательного, просто сексуальная сфера чаще всего бывает подавляемой. А чтобы разгадывать сны, пользуйся методом ассоциаций. Тебе приснился старый пустой дом, он вызвал у тебя чувство страха. Возьми тетрадку и опиши образ из сна. Потом расслабься и отпусти свое сознание: записывай все ассоциации, которые у тебя возникают, и в какой-то момент ты наткнешься на ту, что вызывает в тебе страх. А если образ из сна влечет за собой стыд – делай то же самое, пока не обнаружишь, какая именно ассоциация вызывает у тебя это чувство. Позволь себе расслабиться и послушай внутренний голос – ты сможешь ответить на многие вопросы, понять причину своих тревог и решить, как тебе лучше поступить в той или иной ситуации.

Осторожнее с оговорками!

«Пробиться» сквозь заслон разума бессознательное пытается не только через сны. Обрати внимание на оговорки, описки, ошибки при чтении, которые ты совершаешь. Шутки типа «О, оговорка по Фрейду» имеют глубокий смысл! Это тоже приемы бессознательного, которыми оно пользуется, чтобы донести до тебя: здесь у тебя проблема, тут ты переживаешь, но не хочешь замечать причину стресса. Заведи специальную тетрадку. Когда оговоришься, или неправильно напишешь слово, или не то услышишь, запиши свою ошибку и спроси себя: «Что я на самом деле хотела сказать (услышать)?» Опять же, пользуйся методом свободных ассоциаций. Когда-то в разговоре с Фрейдом один молодой человек цитировал «Энеиду» Вергилия на латыни и случайно исказил цитату. Фрейд же, считая, что никакая  забывчивость не бывает случайной и всегда объясняется бессознательными мотивами, попросил своего друга свободно, ничего не критикуя и не поясняя, говорить все, что тому придет в голову по поводу забытого слова, все ассоциации, которые у того возникнут. Цепь ассоциаций была длинной, но в результате молодой человек выяснил: в глубине души он боится того, что у его подружки задержка. Может, он скоро станет отцом, но совершенно не готов к этому!

Более свежий пример: Ирина, 18 лет, прочла на обложке книги «Брокер» вместо «Веркор» (фамилия автора). Она долго пыталась докопаться, почему ошиблась. И наконец поняла: не так давно перед ней стояла дилемма, куда поступать. Девушка выбрала педагогический вуз, считая, что там пройти по конкурсу будет легче. Но в душе была недовольна своим решением и сомневалась, позволит ли ей выбранная профессия нормально зарабатывать. Мечты о нархозе и престижной профессии экономиста попали в сферу вытесненного. Случайная, на первый взгляд, ошибка помогла Ирине понять, чего она действительно хочет. Девушка пересмотрела решение и подала документы в экономический вуз, где сейчас учится.

Родом из детства

Сны, опечатки и оговорки помогут тебе не только понять переживания сегодняшнего дня, но и разобраться в комплексах, проблемах и подавленных желаниях, которые возникли еще в детстве. Алена, 23, пришла к психоаналитику с серьезной проблемой. Девушка на глазах поправлялась, но не могла справиться с привычкой постоянно что-то жевать. Раньше на вопросы: «Почему ты так много ешь?» она просто отмахивалась. Но теперь полнота перешла все допустимые границы, появилась одышка, стало побаливать сердце! Что же выяснил специалист? С самого детства мама внушала Алене, что она должна быть красивой, заниматься спортом, играть на фортепиано – в общем, стать лучшей девочкой в мире! Но у Алены не получалось делать все так, как хотели родители. В итоге она до того устала от их давления, что выбрала именно такую форму сопротивления. Когда она это поняла, ей стало легче справляться с собой и девушка смогла выбрать систему питания, начала заниматься спортом – и в конце концов похудела.

Взял за основу собственную жизнь

Зигмунд Фрейд появился на свет 6 мая 1856 года в Австро-Венгрии в традиционной еврейской семье. Позже у Якуба и Амалии Фрейд родилось еще 5 дочерей и один сын, но именно Зигмунд с самого детства пользовался особым отношением родителей.

Младшим детям не разрешали заниматься музыкой, и весь дом переходил на тихий шепот, когда делал уроки Зигмунд. Позже ученый вспоминал, что не мог выбрать другую дорогу, кроме той, по которой он пошел: авторитарный отец, властная и всегда холодная мать, с детства взвалившееся на мальчика ощущение ответственности и страх не оправдать надежд родителей. Это было зерно, из которого родилась первая и настоящая любовь Фрейда – любовь к психологии. И она неразрывно связана со второй его не менее ошеломительной страстью – страстью к Вене, куда он переехал с семьей, когда ему исполнилось 8 лет. Это город, который он ругал и ненавидел, обожал и проклинал, стал местом, где и произошли все события, изменившие карту психоанализа. Судя по его запискам, воспоминаниям и дневникам, именно психоанализ и Вена были главным в его жизни. Но он, конечно же, и любил, и был женат. Его шестеро детей пошли каждый своим путем, а младшая дочь Анна продолжила дело отца, посвятив свою жизнь изучению детской психологии. Но главным в частной жизни Фрейда было то, что, препарировав свое детство и разложив по полочкам свою жизнь, Фрейд стал первооткрывателем современного психоанализа, взяв за основу свою собственную жизнь.

Словарь Фрейда

Либидо – половое влечение
Комплекс Эдипа – влечение сына к матери и враждебность к отцу
Комплекс Электры – враждебность девочки по отношению к матери и привязанность к отцу.
Комплекс Федры – сексуальное влечение матери к своему сыну, чрезмерная эмоциональная привязанность. Мать стремиться контролировать поведение сына, препятствует его отношениям с женщинами, вступлению в брак. В мифологии Федра – жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита.
Эрос (древнегреческий бог любви) – в психоанализе один из двух «первичных позывов», инстинкт жизни. Синоним понятия «либидо» в широком его смысле.
Ночные фантазии – возникают ночью, в период сна. От сновидений отличаются тем, что не подвергаются никаким искажениям, в них нет символизации, они связанны и во всем напоминают дневные фантазии.
Сублимация - перевод энергии инстинктивного, сексуального либо агрессивного импульса в социально приемлемое русло.

Наш тренинг
Прокрути, как киноленту!

Допустим, в процессе психоанализа ты выяснила, что тебе мешает конкретная ситуация из прошлого. Скажем, в детстве ты стала свидетелем сцены аварии – и теперь боишься сесть за руль. Или с тобой агрессивно повел себя молодой человек, поэтому теперь ты избегаешь оставаться с мужчинами наедине, а если это происходит, испытываешь непонятную панику и тревогу… Знание – сила. Но что делать с этим дальше?


Следующий шаг – уменьшить эмоциональную силу болезненного воспоминания. Но как? Используем такой метод. Представь себя сидящей в кинозале. Ты смотришь фильм, в котором происходит именно то, что происходило с тобой. Главная героиня – конечно же, ты, но много лет назад. Думай о ней в третьем лице. Прокрути воспоминание, как киноленту. Подумай о том, какие чувства и эмоции вызывает у тебя эта кинокартина. Тебе неприятно, больно, страшно? Теперь представь, что этот же фильм становится черно-белым, теряет цвета. Ты смотришь его еще раз, еще и еще. Можешь включить «быструю перемотку» назад, вперед… Та героиня в фильме – уже не ты. Это другая девушка: она моложе, менее опытна. То, что с ней произошло, неприятно. Но это всего лишь фильм! Представь, что он окончен. В зале включают свет. Ты, настоящая, встаешь со своего места и выходишь из кинотеатра. На улице – яркий солнечный свет, пение птиц, улыбающиеся люди. Плохой фильм окончен, и больше ты не будешь его смотреть.