Как открыть свое дело

Как открыть свое дело

Легко ли вести собственный бизнес? Не всегда. Порой те же 200 долларов гораздо легче заработать в офисе. Но если ты выбрала независимость и у тебя есть оригинальные идеи, то создать свое дело реально! Послушай наших героинь и экспертов. Возможно, их опыт и советы помогут тебе принять решение!

Существует два полярных мнения о создании бизнеса. Одни думают: «Это не для меня: у меня нет стартового капитала, специальных знаний, влиятельных знакомых, навыков…» Перечень составляющих успеха можно продолжать до бесконечности. Другие считают, что стоит лишь занять директорское кресло собственного частного предприятия, как деньги потекут рекой. Пообщавшись с героинями, у которых есть свой бизнес, мы убедились, что оба мнения ошибочны. К примеру, Полина для создания интернет-магазина не потратила ни одной гривни. Люда ничего не знала о свадебном бизнесе, но стала хозяйкой салона по организации торжеств. У Елены не было влиятельных связей в столице и, несмотря на это, она открыла сеть цветочных магазинов. Все они начинали с нуля, действовали методом проб и ошибок – и добились успеха! В результате имеют свободу действий и финансовую независимость, а главное – занимаются любимым делом. С другой стороны, путь к успеху будет не так прост, как может показаться. Вся ответственность за принятие решений ляжет на тебя. Нужно будет заниматься самыми разными вопросами – финансовыми, юридическими. Порой придется задерживаться на работе до глубокой ночи. И на первых порах получать не такие уж большие деньги. «Бывают месяцы, когда прибыль составляет всего 200 долларов», – говорит Лена, владелица мастерской по изготовлению открыток ручной работы. На должности менеджера в крупной компании она бы заработала гораздо больше. Прежде чем открывать свое дело, нужно хорошенько взвесить все «за» и «против». Ответь себе на вопрос: зачем тебе нужен собственный бизнес? Заработать денег? Реализовать себя? Быть себе хозяйкой? Проанализируй, сможет ли затея дать желаемый результат. Если твой ответ – «да», то начинай уже сейчас! Ведь, как писал успешный бизнесмен Роберт Киосаки: «Будущее начинается сегодня».

Главное – идея!

Что делает бизнес успешным? Почему одни владельцы имеют прибыль, а другие становятся банкротами? В книге «22 способа создания бренда» авторы Лора и Эл Райз на примере процветающих компаний выводят формулу успеха: быть лучшим – значит быть первым. К примеру, Intel – первый микропроцессор, «Ксерокс» – первый копировальный аппарат, в котором применяется обычная бумага. Даже если человек использует копировальный аппарат другой марки, он может сказать: «Я делаю
ксерокс». Если ты первой в своем городе предложишь товар или услугу, в которых нуждаются и которых до тебя никто не предлагал, и сумеешь наладить процесс – дело будет процветать. Бизнес-тренер Александр Деревицкий также советует найти в своем предприятии изюминку, которая будет отличать его от других. Возможно, в твоем салоне красоты будет работать лучший мастер года или ты сумеешь доставлять пиццу за 20 минут в любой конец города.

Одним словом, придумай удачную бизнес-идею. Плагиат не подходит: «Подруга успешно руководит турагентством – я открою похожее и буду так же хорошо зарабатывать». А вот если твое агентство будет предоставлять эксклюзивные услуги, к примеру, самые дешевые туры, или индивидуальные, или только круизные маршруты, шансов занять свою нишу будет больше. После того, как ты придумала бизнес-идею, проанализируй рынок. Для этого не обязательно заказывать маркетинговое исследование. Собери информацию в интернете. Оцени ближайших конкурентов. Вряд ли стоит открывать булочную, если в твоем районе три хлебных магазина.

Но, возможно, есть смысл открыть мясной киоск. Или найти для булочной место в центре города, возле офисного здания, работники которого будут выстраиваться в очередь за свежей сдобой. Проведи собственное мини-расследование. Обратись в конкурентные фирмы – как клиент. Это поможет оценить уровень обслуживания, понять, что может быть твоим козырем. Проведи опрос среди друзей: как они представляют себе выбранную тобой сферу бизнеса? Также будет полезной беседа с экспертами в данной области. На основе собранной информации ты сможешь разработать собственную стратегию. После этого приступай к написанию бизнес-плана. Он должен включать в себя две части – описательную и финансовую. В первой части, как правило, раскрывается идея бизнеса, дается анализ рынка, определяется место твоего дела на нем, цели и задачи. Во второй – детально прописываются расходы и доходы за каждый месяц. В интернете и в книжных магазинах ты найдешь много информации о том, как составить бизнес-план. И сможешь сделать это, даже не имея специального образования. При желании ты можешь обратиться к фирмам, которые предоставляют такого рода услуги. Грамотно составленный бизнес-план поможет тебе избежать рисков, увидеть перспективы развития своего дела, а также знать, когда предприятие начнет приносить прибыль.

Где взять деньги?

Если у тебя нет значительного капитала, выбери бизнес, который не требует больших вложений. К примеру, предоставление услуг (стилист, мастер маникюра, репетитор), посредничество между продавцом и покупателем (брокер). Или начни с малого и постепенно расширяйся. К примеру, если хочешь создать агентство по дизайну, можно вначале брать частные заказы, а заработав денег, арендовать помещение и нанять персонал. Также начальный капитал можно собрать за несколько лет, каждый месяц откладывая понемногу, или же, если тебе нужна крупная сумма, взять кредит в банке. Еще лет 10 назад этот сегмент кредитования был развит очень мало.

Сейчас многие банки предоставляют кредиты для малого бизнеса. Ты можешь взять деньги под залог имущества или без залога. В кредитах под залог ниже процентная ставка, чем в беззалоговом, выдаются они на более крупную сумму (около 50 тыс. долларов). Залогом могут служить жилье, машина, оборудование. Беззалоговый кредит (до 15 тыс. долларов) выдается под поручительство. Поручителем может выступить партнер по бизнесу или близкий человек. Кредиты можно получить для разных целей – для закупки оборудования, товара, ремонта офиса. Сроки погашения – до 5 лет. Существуют разные формы погашения кредита. Наиболее распространенные – классическая и аннуитетная. При классической схеме ты каждый месяц выплачиваешь тело кредита плюс проценты на остаток. На протяжении срока сумма постепенно уменьшается. При аннуитетной – ежемесячно платишь одинаковую сумму, что очень удобно при планировании своих затрат. Если у тебя сезонный бизнес, можно договориться о гибком графике погашения.

Для того чтобы взять кредит, необходимо подать в банк заявление, паспорт, идентификационный код, свидетельство о регистрации ЧП и свидетельство об уплате налогов. Также желательно предоставитьинформацию о перспективах развития твоего дела. Работники банка проанализируют твой бизнес и на основании этого примут решение о выдаче кредита. «Как правило, мы выдаем кредиты под уже существующий бизнес, – говорит специалист по развитию микрокредитования ПроКредит Банк Елена Милян. – Мы должны видеть, что уже хотя бы месяц дело развивается, есть прибыль. Это делается для того, чтобы обезопасить себя и клиента от возможных рисков. Если раньше брали кредиты в основном мужчины, то сейчас приходит все больше женщин. У многих из них совместный с мужьями бизнес, но некоторые работают самостоятельно. Как правило, они находят себя в сфере услуг. Этот сегмент рынка сейчас развивается, особенно востребованы транспортные перевозки. Если раньше 90 % кредитов выдавалось торговым фирмам, то сейчас эта цифра снизилась до 50-60 %». При выборе банка учитывай не только размер процентной ставки, но и дополнительные расходы (на страховку, экспертную оценку), а также качество обслуживания.

Регистрация фирмы

Скорее всего, тебе подойдет самая простая форма регистрации малого бизнеса – частный предприниматель (если на фирме будет работать до 10 человек, а доход не будет превышать 500 тыс. грн в год). «Эта форма требует минимальной отчетности, ее проще всего зарегистрировать», – говорит юрист Виктория Стороженко.

Чтобы стать частным предпринимателем, тебе нужно прийти в районную администрацию (отдел регистрации) с оригиналом паспорта, идентификационным кодом, заполненной регистрационной карточкой (форма 10, в трех экземплярах), документом, который подтверждает оплату государственной пошлины за регистрацию (пошлина составит 34 грн). В течение трех дней тебе выдадут свидетельство частного предпринимателя. После этого нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции и пенсионном фонде. Для регистрации в налоговой необходимы копии свидетельства частного предпринимателя, паспорта, идентификационного кода, оригинал регистрационной карточки. В течение трех дней тебе выдадут карточку о взятии на учет в налоговой инспекции (форма 4ОПП). В пенсионный фонд нужно будет подать такой же пакет документов.

Ты можешь платить налоги по общей системе налогообложения или, что более удобно, написать заявление о выдаче свидетельства плательщика единого налога – 200 грн. Такую сумму ты будешь отчислять ежемесячно. В конце каждого квартала нужно будет сдавать отчет в налоговую, в конце года – в налоговую и пенсионный фонд. Если ты планируешь нанять сотрудников, их необходимо будет зарегистрировать в центре занятости.

Для этого надо прийти с будущим работником на прием к юристу в центр занятости, при себе иметь трудовую и трудовой договор. Также зарегистрируй его в пенсионном фонде и в фонде социального страхования. Этим организациям ежемесячно нужно отчислять взносы от зарплаты и сдавать отчеты (за несдачу или несвоевременную сдачу отчета – штраф 170 грн в месяц). После регистрации фирмы, в зависимости от вида деятельности, нужно оформить ряд других документов согласно законодательству. К примеру, для салона красоты – получить разрешение на предоставление бытовых услуг, разрешение от санитарной станции, установить пожарную сигнализацию.

Для туристического бизнеса – взять лицензию на предоставление услуг (как турагентство или туроператор) и т. д. Если тебе некогда заниматься этим самой, можешь обратиться в фирму, которая за определенную плату возьмет на себя оформление документов. При расширении бизнеса можно подумать о переходе на другую форму регистрации – частное предприятие или общество с ограниченной ответственностью. В роли НR-менеджера «Лучше (и дешевле) всего искать персонал в интернете», – советует старший консультант по подбору персонала рекрутингового агентства Personnel Елена Горбенко. Посети сайты www.pabota2000.com.ua, www.work.com.ua, www.headhunter.com.ua. А также сайты, специализирующиеся на определенном сегменте рынка. К примеру, на www.itjobs.net.ua можно найти специалистов по компьютерам, на www.finstaff.com.ua – работников финансовой сферы. Как правило, на многих сайтах стандартная форма резюме, что позволяет легко выбрать наиболее подходящих кандидатов по тем критериям, которые важны для тебя. Проведя предварительный отбор, не торопись приглашать человека на собеседование, а по телефону обсуди ключевые моменты.

Стандартные вопросы, которые следует задать на собеседовании: «Какими были ваши обязанности на предыдущей работе?», «Почему вы решили сменить работу?», «Расскажите о ваших достижениях и ошибках», «Как видите себя через пять лет?» (для проверки профессиональных знаний соискателя можно предложить заполнить
соответствующие тесты). Опиши несколько ситуаций, которые могут возникнуть в процессе работы и спроси, как человек поведет себя. Обязательно задай вопросы личного характера: «Где вы родились?», «Какие у вас интересы?» Иногда соискатель может тебе не подойти из-за личностных особенностей. Чтобы проверить, говорят ли тебе правду, задавай уточняющие вопросы: «А как вы этого достигли?», «Чем конкретно занимались в этом проекте?» В ходе собеседования нужно помочь человеку расслабиться, почувствовать себя комфортно. Тогда интервью плавно перейдет в формат беседы и соискатель расскажет о себе максимум информации.

При разговоре о зарплате оперируй рыночными ценами. Для этого посмотри, сколько предлагают на сайтах работодатели твоего уровня за аналогичную позицию. Помимо зарплаты можно обещать страховку, оплату мобильного, посещение тренингов. В конце собеседования задай единственный вопрос себе: «Хочу ли я, чтобы завтра этот человек стал работать в моей команде?» Он может быть прекрасным профессионалом, но если не нравится тебе лично – лучше поищи другого. Для небольшой компании личностные характеристики соискателя могут быть даже важнее, чем профессиональные качества. Последние можно подтянуть, но если человек не впишется в коллектив, работать будет сложно. Главное – не иди на компромиссы, а ищи до тех пор, пока не будешь уверена: да, это мой человек!
Итак, ты зарегистрировала предприятие, арендовала помещение, наняла персонал – костяк бизнеса у тебя уже есть. Далее нужно продумать стратегию развития дела, уделить внимание рекламе и пиару, не отставать от потребностей рынка. Ты будешь развиваться и расти вместе со своим детищем. И если у тебя хватит энергии, желания понять, вникнуть, преобразовать, создать – все получится! Так же, как вышло у героинь этого материала. А может, еще лучше!