Ребенок в школе: какая у него социальная роль?

Ребенок в школе: какая у него социальная роль?

В классе у ребенка обязательно есть своя социальная роль. Насколько она позитивна?

Какую выгоду дает ребенку? И что под силу сделать родителям, чтобы школьник чувствовал себя комфортно в коллективе?
 
Тихоня: мне хорошо одному!
 
В эту категорию попадают дети с богатым внутренним миром, интроверты по своей природе. Им не нужно внешних подтверждений, что они замечательные. Они не ищут ничьего общества, самостоятельны, хорошо справляются с письменными работами, но не любят отвечать у доски. Не активны в классе, потому что им это неинтересно. Иногда им не хватает уверенности в себе.
 
Выгода. Тихоням не надо коммуницировать с внешним миром, зато можно сосредоточиться на том, что по-настоящему интересно.
 
В чем опасность? Замкнутость и неумение строить отношения с людьми в будущем.
 
Что могут сделать родители? Помочь ребенку быть ярче, научить проявлять свои сильные черты. Очень важно, чтобы у тихони был друг: тогда он не чувствует себя одиноким и несчастным.
 
Подлиза: поближе к сильным
 
Ему очень хочется быть первым, но не хватает на это ни силы, ни характера. Поэтому он выбирает иной путь – держаться в одной связке с лидерами. Подлизы где-то трусят: они боятся, что их будут обижать, вот и ведут себя таким образом. Они вполне искренне могут восхищаться качествами яркого и харизматичного лидера. Но все же из-за того, что очень дорожат «теплым» местом рядом с ним, часто поступают вразрез с собственным мнением: спокойствие заводилы дороже дружбы.
 
Выгода. Всегда есть защита, можно погреться в лучах славы тех, кто «круче». Отчасти все достижения лидера имеют отношение и к его менее заметному другу.
 
В чем опасность? С одной стороны, гибкость в отношениях с людьми, умение подстроиться под собеседника – полезные качества для общения. Но с другой стороны, ребенок в такой ситуации привыкает не иметь личного мнения. А значит, не сможет проявить себя в ситуации, когда от него потребуются лидерские качества. Ведь он все время был в тени, не брал на себя инициативу, а выполнял чужие распоряжения. Кроме того, есть риск, что ребенок, который с детства усвоил науку подхалимажа, в будущем будет добиваться своего не поступками, а лестью и враньем. И это очень грустно, ведь во взрослой жизни подлиза – типичный манипулятор.
 
Что могут сделать родители? Учить сына или дочь брать на себя ответственность, показывать, что он ценен сам по себе, без «сильного» окружения за спиной. Часто подлизы вырастают в семьях, где родители слишком строги: они приучаются врать ради спасения.
 
Ябеда: один я хороший!
 
У ябеды не получается заслужить уважение делами. Он выбирает другой путь: унизить одноклассника и за его счет возвыситься самому. Причины такого поведения, как правило, коренятся глубоко в семье. Родители ябед, не достигнув многого в жизни, самоутверждаются, унижая ребенка, и тот ведет себя так же. Слабость характера тоже способствует подобному поведению.
 
Выгода. Иллюзия важности собственной персоны, уважения и почета.
 
В чем опасность? Формируется жизненная позиция «я хороший, а все вокруг плохие». Взрослые ябеды очерняют всех вокруг, не скажут ни о ком доброго слова.
 
Что могут сделать родители? Перестать унижать ребенка дома, наказывать только заслуженно. Прекратить рассказывать в присутствии детей гадости о других людях, стараться объективно относиться к себе и другим. Объяснять ребенку, что в каждом человеке много хороших черт – на них и нужно обращать внимание.