Как он растет: от рождения до года

Как он растет: от рождения до года

Первый год – самый важный: никогда больше твой кроха не будет развиваться так стремительно! От чего зависит его здоровье и психическое равновесие? Свой взгляд на этот период представляет детский психолог, автор курса «Учимся ходить с ребенком» (с младенцами от 2 месяцев до года), Владимир Емельянов.

Наш консультант: Владимир Емельянов, детский психолог, «Семейный центр», тел.: (044) 573-21-94, (066) 445-68-78, ekologiv@mail.ru

Ты когда-нибудь задумывалась, с чего начинается процесс воспитания? С умения взрослого наблюдать, как развивается его ребенок. Слушать и слышать своего малыша, видеть, как он растет, по его взгляду понимать, чего он хочет. С первых минут его жизни! Кроха будет раскрываться перед мамой и папой постепенно, из года в год. И каждый день можно видеть, как ребенок созидает себя и чего он ждет от своих родителей. Первый год – основная веха, самый значимый период для всей жизни малыша. Что важно для его здорового развития?

Из чего состоит уход

Первый год жизни – это, прежде всего, физическое воспитание младенца. Именно воспитание, а не только развитие! Ухаживая за крохой, тем самым мы воспитываем его отношение к своему телу в будущем. И каким будет его восприятие здорового и нездорового, всецело зависит от нас, взрослых. Ведь каждый наш шаг отзывается в малыше на телесном и душевном уровнях!

Вот три главных аспекта ухода за ребенком после рождения:
1. Питание.
2. Опыт, который он получает в отношении тепла, холода, слуха и зрения (важно, насколько родители уделяют этому внимание).
3. Как ребенок развивает свою двигательную активность.

Все начинается с… тепла

Сразу после рождения у младенца еще не налажена собственная теплорегуляция – она только начинает настраиваться. Поэтому мы согреваем кроху теплыми пеленочками (после родов он теряет 1,5-2 0С). И в дальнейшем всегда следим за температурой. Дело в том, что нехватка тепла приводит к неправильному формированию теплорегуляционной системы организма. Как следствие – страдает иммунная система, т. к. здоровым образом она развивается только в тепле. Поэтому стоит запомнить несколько простых правил. Температура воздуха в комнате должна быть не ниже 21 0С. Холодный воздух, сквозняк, холодный пол – все это угроза для малыша. Нужно своевременно менять мокрую пеленку, т. к. она быстро охлаждается. Закалять младенца нельзя! Контрастное закаливание многократно меняет температуру тела, что наносит большой вред развитию крохи: нарушаются теплообменные процессы в организме. И взгляд на раннее закаливание как на способ укрепления иммунитета, увы, ошибочен. Наоборот, обтирание холодной водой, холодные ванны, контрастный душ в этом возрасте могут привести к различным ревматическим заболеваниям в будущем. К тому же закаливание делает детей нервозными и раздражительными, может вызвать нервные расстройства. Однако изнеженность как полярность закаливания также вредна! Малыш должен расти в максимально естественных условиях.

Одежду новорожденному выбирай нежную, мягкую, согревающую. Хорошо надевать шерстяную рубашечку на голое тело. Чистое белье, в которое переодеваешь малыша, должно полежать в его постели.  Помни, что стабильный тепловой режим у человека формируется лишь к возрасту половой зрелости! Это дает способность к деторождению. Поэтому, беспокоясь о развитии теплорегуляционной системы ребенка сейчас, мы заботимся о здоровом рождении наших внуков в будущем.

Как развивается активность

Новорожденный обычно смотрит на свет, в сторону окна. И чтобы не произошло искривления позвоночника и костей черепа, его нужно время от времени перекладывать на другой бок.

Пеленать лучше до 3-х месяцев. Младенцы не должны слишком много двигать ручками и ножками: впоследствии это приводит к рассеянности и поверхностности. Туго пеленать тоже нельзя – это вызывает скованность в движениях и речи. Отнесись к пеленанию как к игре с малышом: разговаривай с ним, пой. Делать ли маленькому массаж? Если нет медицинских показаний, проводить регулярные сеансы не стоит: раннее и частое массажирование активизирует нервную систему и кроха становится возбудимым и чрезмерно активным. Вообще специальных упражнений на развитие движения не рекомендуется: только нежные поглаживания по спинке, животику, ручкам и ножкам во время пеленания (от периферии к центру).

Динамическая гимнастика для новорожденных категорически запрещена! 15-летний опыт показал, что она может привести к развитию склеротических процессов в будущем.

Важно носить ребенка на руках или в платке (слинге). Прикасаясь к маме, малыш чувствует ее тепло, запах, движения. Все это крайне необходимо для его здорового развития – как физического, так и психического! Рядом с мамой он постоянно ощущает себя защищенным, учится осязать свое тело. Главное, чтобы мама делала все с любовью: кроха воспринимает ее эмоции всем своим существом!

Все остальные импульсы, побуждающие малыша к движению, должны исходить от него самого! В процессе собственной активности развивается воля ребенка. И его живость, инициативность – это душевный отзыв на нашу любовь и заботу о нем.

Что он слышит

Мы воспринимаем мир во многом на слух. И всегда открыты звукам, которые вокруг нас. А они могут как созидать, так и разрушать психику, тем более новорожденного! Поэтому очень важно оградить его от всевозможных шумов и технической музыки.
Шум наносит большой вред! Малыш пугается громких звуков и, как следствие, испытывает сильный стресс. При этом затрагивается тело ребенка: возможны судороги, спазмы сосудов, легких и других органов. И если шум окружает маленького постоянно, тот становится нервозным и возбудимым. Мало того, более глубинные симптомы разрушающего действия громкой музыки и шума, как правило, проявляются после 3-х лет – весьма неожиданно. И работать с ними уже нужно психологу. Поэтому в первые три года исключается любая электронная музыка (телевизор, магнитофон, радио и др.).

Негативно отражается на детях и полная тишина. Слуховое восприятие развивается у человека на основе живого общения, звуков речи и пения (народные мелодии и песни, колыбельные). Внимая разговору взрослых, кроха получает опыт наших душевных переживаний. Поэтому очень важно, как мы говорим с ребенком: холодно и бесстрастно или наша речь наполнена любовью, теплом и заботой о нем, радостными интонациями.

Посредством речи ребенок получает первый опыт познания и доверия к нам, опыт любви и принятия себя нами – его родителями.

Что он видит

Приблизительно на пятой неделе сыночек или доченька впервые тебе улыбнется. Чтобы это произошло скорее, смотри в глаза малышу при кормлении, в играх, во время пеленания. Разговаривай с ним! Младенец должен видеть живую мимику лиц мамы и папы, их радость, плавность движений их рук и тела. Яркое прямое освещение нужно исключить. Лучше всего, если новорожденный будет лежать под пологом нежно-розового или голубого цветов. Для этого хорошо иметь над кроваткой балдахин.

В комнате, где находится кроха, не должно быть слишком много мебели, вещей, игрушек, чересчур ярких цветовых пятен. Почему? Глаза твоего малыша только начинают привыкать к миру. Слишком раннее и интенсивное их раздражение приводит к тому, что ребенок начинает бессознательно искать внешние зрительные впечатления. При этом он не успевает их душевно переработать, т. к. они слишком интенсивны и их очень много. Так он рано становится зависимым от внешних раздражителей. Ребенку нужна постоянно сменяющаяся картинка, а иначе ему скучно… Наибольший вред в этом плане впоследствии наносят телевизор, компьютер, электронные игры – желательно оберегать детей от их воздействия до подросткового возраста.

С помощью зрения ребенок воспринимает не только образы и формы мира – он видит качественную их составляющую. То есть чем наполнены наши движения – раздражением или спокойствием, агрессией или добротой; что в маминых глазах – любовь и забота или сожаление об оставленной работе, усталость и т.д.

Душевные силы родителей

Любовь, чуткость, душевное тепло, доверие и благодарность ребенку – главные, незаменимые силы, формирующие телесное здоровье малыша. Поэтому самое важное в уходе за ребенком первого года жизни – внутренний настрой родителей.
Что может помешать естественному развитию крохи? Боязнь мамы и папы взаимодействия с ним или, наоборот, их чрезмерное усердие в воспитании; страх изнежить малыша и стремление физически «подогнать» его развитие; плохо скрываемые негативные эмоции и т. д. Важно понять, что любовь и тепло родителей, их радостное, доверительное, терпеливое отношение к малышу – это и есть те душевные силы, которые стимулируют телесное развитие нашего крохи и оздоровляют его. Именно они отвечают за правильное формирование тела ребенка, его физический рост и созревание психики.

Роль игры и игрушки

Малыш любит маму и папу и полностью доверяет им. Поэтому с рождения до трех лет он во всем подражает взрослым через игру. Все впечатления, получаемые ребенком извне, перерабатываются им в процессе игры, что помогает здоровому формированию телесного и психического в нем.

Игрушка для малыша – побуждение к игре. И нельзя просто так, только потому, что хочется что-то подарить, подсовывать маленькому новую игрушку. Мы выбираем игрушку потому, что она нравится нам, абсолютно не задумываясь, полезна ли она ребенку. К сожалению, у нас отсутствует культура игрушки: бабушки и дедушки, дяди и тети задаривают малыша ненужными предметами, которые только мешают его творческому развитию. Поэтому с первых дней жизни нужно вводить строгий игрушечный карантин.

Чем же играть малышу?

В первый год жизни кроха играет с самим собой. Когда он болтает ручками и ножками, ползает, ходит, прыгает, его суставы двигаются, мышцы всего тела сокращаются – так развивается моторика тела, необходимая для будущей речи. В конце года малыш играет с речью: лепечет, кричит, «пробует на вкус» звуки.

Первая игрушка ребенка – мягкий матерчатый или шерстяной мяч. Вторая – матерчатая кукла, сделанная руками родителей. Лучше всего просто узелковая кукла из платка или пеленки. Дело в том, что малыш отождествляет пеленку с собой – той частью своей телесности, которая всегда рядом. Пеленка (платок) помогает ощутить границы своего тела (посредством пеленания), и таким образом кроха идентифицирует себя с нею. Играя с куклой, сделанной из пеленки, он играет с самим собою, осязает себя.

Важен материал для игрушек. Он меняется по мере развития крохи. До 6 месяцев – это шерстяные изделия и ткани, потом дерево, лыко, кожа, позже – металл и бумага.
Что мешает развитию? Твердые куклы: они статичны, у них мертвое выражение лица, а тело – застывшая форма. Фигурки животных: малыш начинает подражать движению зверька и идентифицирует себя с ним, а не с образом человека.

Чем играть
Лучшие игры для ребенка до года – это прикосновения, поглаживания, пеленание, мимика, пальчиковые игры, рассказывание историй и коротких сказок, пение колыбельных. А вот список полезных игрушек:

• пеленка;
• шитый мяч (матерчатый);
• балдахин (розовый или голубой);
• мобиль ручной работы;
• узелковая кукла;
• деревянные грызунки;
• деревянные шарики с разной поверхностью (гладкая, ребристая);
• войлочные мячи;
• мягкий мяч размером с голову ребенка;
• плетеные из лозы шары;
• тряпичная кукла:
• природные материалы (каштаны, раковины, камушки, сучья, поленья, кора);
• материалы разной текстуры;
• народные «шумелки» (из дерева, лозы, коры, бамбука) с зерном;
• шитые мешочки, набитые сыпучим материалом (песок, зерно, камушки);
• пластмассовые игрушки для купания – 3-4 шт.

Все идет по плану?

У каждого малыша – свои темпы развития. И все же есть средние и предельные показатели для здорового ребенка на первом году жизни. Впрочем, они не исчерпывают всех возможностей малыша.

Рост и вес
К полугоду малыш удваивает свой вес, а к году утраивает.
В первые 3 месяца он подрастает на 3 см ежемесячно,
в период с 3 до 6 месяцев – на 2,5 см ежемесячно,
с 6 до 9 месяцев – на 2 см соответственно,
с 9 до 12 месяцев – на 1-1,5 см каждый месяц.
К году рост увеличивается на 50 %.

Несколько слов о питании

До полугода малыш питается исключительно грудным молоком – в нем есть все, что ему нужно. Если жарко, кроху можно дополнительно поить из ложечки талой водой. Когда у ребенка появляется первый зуб (5-6 месяцев), пора вводить прикорм. Начинаем с морковного сока (1-й день – 1 капля, 2-й день – 2 капли…, 10-й – 10 капель, 11-й – плюс 10 капель), затем вводим морковно-луковый отвар, овощной супчик (с 1 ч. ложки до порции, которой заменяем одно кормление). Далее вводим каши, кисломолочные продукты, бобовые (фасоль, горох), цветную капусту. После года – рыбу. Когда ребенок скажет о себе «Я» – яйца и мясо.