Социальные сети и карьера: как себя вести, чтобы понравиться работодателю

Социальные сети и карьера: как себя вести, чтобы понравиться работодателю

Зачастую мы даже не задумываемся над тем, что открытая информация о нас в соцсетях может оказаться в распоряжении любого человека. В том числе и HR-специалиста той компании, в которую ты планируешь устроиться на работу.

Оговоримся сразу: если ты не хочешь использовать социальные сети как подмогу в поиске работы (или поддержании репутации в глазах коллег), можно ничего конкретного не предпринимать. Если же ты планируешь завести личную страничку в интернете как дополнительный инструмент для построения карьеры, наши советы - для тебя.

1. Для начала разберемся, как вообще рекрутеры и работодатели воспринимают факт присутствия человека в социальных сетях. С этой точки зрения страницу лучше иметь. Если тебя не найдут в самых популярных сетях (в Украине это «ВКонтакте », «Одноклассники» и Facebook), могут подумать, что ты технически неграмотна или испытываешь трудности в общении. Кроме того, сегодня люди, которые не регистрируются в соцсетях, воспринимаются как консерваторы. Это уже не просто желание или нежелание принимать те или иные новшества – это определенная черта характера в глазах работодателя, а именно – нежелание адаптироваться к новым условиям.

2. Если профиль заведен, но является закрытым, это тоже может натолкнуть на определенные мысли. Не открывает – значит, есть что скрывать. Конечно, это не очень логичное предположение, ведь причины могут быть самые разные. Тем не менее работодатель может подумать именно так.

Слово – не воробей

Твоя активность в социальной сети может не самым лучшим образом сказаться на твоей карьере.

Так, в мае 2011 года в России была уволена одна из судей за нарушение профессиональной этики. А именно – за выложенные в соцсетях фотографии, на которых она обнимается с бутылкой водки. И никакие оправдания ее, увы, не спасли.

Трое шведских рабочих лишились неплохого места только потому, что один из них выставил во время обеденного перерыва статус «Еще один день в этом дурдоме», а двое его коллег оставили под записью одобрительные комментарии. В «дурдоме» за них держаться не стали и очень быстро выставили на улицу – искать более «душевно здоровое место».

Похожая история случилась в Англии. Стюарды компании Virgin Atlantic в открытой переписке в одной из социальных сетей посмеивались над своими клиентами и называли пассажиров «быдлом», что явно не соответствовало правилам корпоративной культуры, принятым в компании. Конечно же, оба сотрудника были уволены.

3. Правильно заполненные профили и разумное поведение в соцсетях – это возможность показать себя классным соискателем для рекрутеров, если ты ищешь работу, или лояльным сотрудником для твоих менеджеров, если нынешнее место работы вполне устраивает. Помни о том, что профиль – это визитная карточка, которая формирует впечатление о тебе. В ней важна каждая деталь, даже контактные данные. К примеру, если для связи ты оставляешь адрес интернет-почты с каким- нибудь легкомысленным ником (kotenok77 или krasotka-masha), то это может бросить тень на твою репутацию серьезного специалиста. Лучше указывать адрес электронной почты, который будет представлять собой определенное сочетание твоих инициалов и фамилии. То же самое касается и других контактных данных.

4. Одним профилем, конечно, информация о тебе ограничиваться не будет. Как правило, социальные сети предоставляют достаточно возможностей для того, чтобы каждый зарегистрировавшийся мог заявить о себе: рассказать о своих увлечениях, любимых местах для проведения досуга, предпочитаемых литературных и музыкальных жанрах и произведениях. Это отличный способ сформировать определенный образ, который ты хотела бы представить потенциальному или реальному работодателю. Не стоит опасаться того, что это ограничит твою свободу и возможность самовыражения! Любые, даже самые эксцентричные данные о себе можно подать в выигрышном, привлекательном свете.

5. Следующий важный аспект – публикация дополнительных материалов. Здесь надо следить за тем, что указываешь ты сама, и за тем, что пишут твои друзья. За себя отвечать, конечно, проще. Самые простые «правила приличий» знают все: никакого

порочащего твое доброе имя контента, например, фотографий с веселых (слишком веселых!) вечеринок, сомнительного рода видеозаписей и так далее. Так же внимательно следи за тем, что ты пишешь. Публиковать что бы то ни было надо с оглядкой, всегда памятуя о том, что увидеть это могут и пытливые глаза работодателя. Например, как отреагирует твой начальник на фразу: «На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь!»? Наверняка она ему очень не понравится. Поэтому стоит сто раз подумать, прежде чем публиковать такие выражения в открытом доступе.

6. твои записи в социальных сетях могут раскрыть обман. Например, если ты сказала начальнику, что берешь академотпуск, а сама рванула отдыхать на Мальдивы, верхом неосмотрительности будет впоследствии выложить снимки себя любимой на пляже. Да еще с указанием даты пребывания в райском уголке. Это вовсе не означает, что надо лгать и скрытничать – лучше быть честным человеком и добросовестным работником. Просто не забывай, что социальные сети – еще один путь, по которому правда может выйти наружу.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: На каком этапе твоя карьера: определи по шефу и коллегам

7. Записи твоих друзей, которые они могут оставлять на своих или на твоей странице (например, отмечая тебя на видео), тоже требуют контроля. Конечно, как говорится, на чужой роток не накинешь платок. Но отслеживать и хотя бы минимально контролировать активность в отношении себя ты точно можешь. Лучше скрывать или просто удалять ссылки на веселые вечеринки, а своих друзей попроси не отмечать тебя в подобных материалах. Принцип остается прежним: сведи к минимуму информацию, которая может послужить причиной неоднозначных выводов о тебе.

8. Что должно быть на личной страничке? Нелишними будут статьи или заметки по твоей специальности. Конечно, лучше всего, если ты их напишешь сама, но подойдут и перепосты, то есть публикация материалов, составленных другими пользователями социальных сетей, подборка интернет- ссылок по профессии. И будущий, и нынешний работодатель останутся довольны, перейдя по ссылке на твою страничку или в профессиональное сообщество, в котором ты состоишь. Это говорит о профессионализме и небезразличии к тому делу, которым ты занимаешься.

9. Не стоит проводить в социальной сети слишком много времени. Ведь если твой статус активен весь рабочий день, это может натолкнуть работодателя на не самые радужные мысли.

Поставь себя на его место: понравилось бы тебе, если бы твои сотрудники проводили время, отведенное на выполнение профессиональных обязанностей, на сайтах, которые, по сути, для большинства имеют развлекательный характер? Поэтому лучше, если ты будешь посещать свои странички в социальных сетях в свободное время и с личного компьютера. Это охарактеризует тебя как мотивированного на работу человека, который в состоянии распоряжаться собственным временем и правильно расставлять приоритеты.