Ребенок - белая ворона

Ребенок - белая ворона

Что делать, если твой ребенок – изгой в детском коллективе? Как научить его ладить с одноклассниками? Кто виноват в том, что он стал белой вороной?

Мы пригласили на круглый стол психолога Татьяну Михеенко, директора киевской школы №3 Ирину Лубянскую и участниц нашего форума.
 
Какие только конфликты не случаются в школьном коллективе – от самых пустяковых до тяжелых и затяжных. И одна из самых тягостных и трудноразрешимых ситуаций – ребенок-изгой, которого вечно дразнят и даже поколачивают исподтишка, пока взрослые не видят. Вопреки распространенному мнению, аутсайдером может стать не только «очкарик» или «заучка», но и такой себе «середнячок», ничем внешне не отличающийся от своих одноклассников. Психологи утверждают: объектами насмешек и издевательств, как правило, становятся дети с заниженной самооценкой. Такой ребенок как бы говорит всем своим видом: я готов к роли жертвы! Быть белой вороной сложно. Еще мучительнее видеть, как страдает твое чадо, не в силах наладить отношения с одноклассниками. Перевод ребенка в другую школу не всегда решает проблему. Да, окружение поменяется, но где гарантия, что новые ребята отнесутся к вечному аутсайдеру благосклонно? Специалисты советуют прибегать к этому варианту лишь в том случае, когда классный руководитель не идет с тобой на контакт, не понимает или не хочет понять сложность ситуации. Ведь если сына или дочь систематически обижают или травят соученики, проблему следует решать сообща – родителям, учителям и, конечно, самому ребенку.
 
Истории, которыми поделились наши читательницы, нередки. Поэтому советы о том, как наладить отношения со сверстниками, как помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, пригодятся не только этим мамам
 
«Темная» для «ботана»
 
Рассказывает Софья:
 
Вадим – круглый отличник, ему нравится учиться, педагоги его хвалят, ставят в пример. Лучше бы они этого не делали! Сын получил от одноклассников прозвище «ботан», «выскочка». На переменках с ним никто не общается, а когда он подходит к ребятам, чтобы поговорить, все демонстративно замолкают. Недавно дети писали контрольную работу, все получили неудовлетворительные оценки, а Вадим – «двенадцатку». После урока одноклассники столпились вокруг него, начали обзывать и толкать, заявили, что устроят ему «темную» – из–за того, что он, видите ли, не такой как все, «выпендривается» перед учителями и подлизывается к ним. После этого случая Вадим неделю не ходил в школу – боялся, что его подстерегут после уроков и побьют. Но больше всего меня возмущает то, что, когда надо списать домашнюю или самостоятельную работу, все обращаются именно к Вадиму! А он, видимо, надеясь этим завоевать любовь ребят, безропотно дает списывать. Недавно Вадим сказал мне, что не хочет быть отличником, желает быть, как все. Я не знаю, как его переубедить…
 
Комментарий психолога:
 
У мальчика явно присутствует комплекс неполноценности: он не понимает, как, кроме разрешения списывать домашние задания, можно заработать авторитет среди одноклассников. Стоит поработать над самооценкой Вадима: пусть он проявит себя в спорте, тематических олимпиадах, занятиях в кружках. Кстати, там он вполне может найти единомышленников, которые будут ценить его не за отличную учебу, а за другие качества. Когда у Вадима появятся друзья вне школьных стен, отношения с одноклассниками потеряют для него остроту. То, что ребенок сознательно отказывается хорошо учиться, конечно, тревожит маму. Эту проблему можно попытаться исправить, поменяв мотивацию к учебе. Соберите информацию о том, как знания важны для поступления в ВУЗ, для поиска хорошей работы, для финансового успеха в будущем. Дайте Вадиму понять, что он учится не ради оценок или похвалы учителя – это фундамент его личного благополучия.
 
Комментарий учителя:
 
Да, действительно, случается, что отличников не любят, потому что они превосходят других ребят интеллектуально. Но только в тех классах, где учитель, да и родители, не смогли создать в детском коллективе атмосферу творчества, престижа знаний. Тогда трудно приходится не только круглым отличникам, но даже детям, которые стараются хорошо учиться. Кстати, у этой ситуации может быть и иная причина: возможно, ребенок – индивидуалист, его родители постоянно ему твердят, что он – особо одаренный, особенный, не чета остальным детям. Родителям Вадима стоит проанализировать собственное поведение: возможно, конфликт – следствие высокомерия, внушенного мамой и папой?
 
Советы форумчан:
 
«Будет обидно, если он всерьез решит забросить учебу, в надежде вырасти в глазах сверстников (а на самом деле наоборот – опуститься до их уровня). Дальнейшая жизнь расставит все на свои места. Важно, чтобы мальчик понимал, для чего учится».
Nyushka
 
«Ребенок явно зациклен на учебе, но ведь важно не то, как он будет учиться, а каким он станет человеком, как он сможет вести себя в обществе. А перевод в другую школу ничего не решит, проблема-то не в чужих детях, а в самом Вадиме и его родителях».
Tatusha
 
«Подсказка родителям: пусть ребенок умеет делать что-то лучше других, но именно то, что ценится среди сверстников. Например, играть на гитаре».
Морозова
 
С «неформатом» не дружу!
 
Рассказывает Елена:
 
Паша всегда был мальчиком «в теле», любил поесть и не выносил подвижных игр – темперамент у него такой. Еще в детском саду дети издевались над ним, обзывали «жиртрестом». Я пыталась обсудить это с воспитательницей, а она, вместо того чтобы урезонить обидчиков, посоветовала мне сходить с ребенком к врачу. Я надеялась, что когда он пойдет в школу, в другой коллектив, все наладится. Но стало только хуже. Особенно достается мальчику на уроках физкультуры: он всегда приходит к финишу последним, не умеет хорошо прыгать. Уроки превращаются в цирковое представление – одноклассники хохочут, наблюдая за Пашей, дразнятся. Когда он предложил одному мальчику дружить, тот отказался, сказав, что он с толстяками не дружит. А другой мальчишка вроде бы сначала играл с Пашей, а потом перестал: говорит, надо мной все смеются из-за того, что я дружу с тобой.
 
Комментарий психолога:
 
Дети с физическими недостатками (излишняя полнота, заикание, слабое зрение или слух) часто становятся предметом насмешек одноклассников. Разумеется, над внешностью Паши надо работать, причем лучше, если родители покажут ему в этом пример, например, всей семьей запишутся в бассейн или станут бегать на стадионе по вечерам. Это необходимо не только для хорошей физической формы, но и для психологического комфорта: любые регулярные физические нагрузки гармонизируют тело и повышают самооценку. Однако важно, чтобы Паша, невзирая на недостатки внешности, не чувствовал себя изгоем. Стоит донести до него одну простую истину: идеальных людей не бывает, но и не будучи совершенством, можно и нужно добиваться успеха! Приведите в пример знаменитых людей, которые не были красавцами, но достигли высот. Если ребенка дразнят, можно предложить ему следующее: заранее, дома (может, с вашей помощью) придумать достойный ответ на подколки одноклассников – удачную шутку или прозвище, высмеивающее обидчика. Стоит найти ту нишу, в которой ребенок сможет самоутвердиться и выглядеть достойно на фоне сверстников.
 
Комментарий учителя:
 
К врачу – терапевту, эндокринологу, диетологу – с ребенком надо сходить обязательно и получить необходимые консультации. Если противопоказаний нет, займитесь вместе с ним физкультурой и подберите приемлемый для него вид спорта. Убедить заниматься спортом такого ребенка, конечно, непросто, но стоит попытаться! Отношения в классе во многом зависят от учителя. Ему стоит найти в таком «неформатном» ребенке изюминку, выгодное отличие его от остальных детей, то качество, за которое его можно похвалить и которое привлечет к нему ребят. А воспитательные беседы вроде «не внешность главное в человеке», наверное, будут лишними – наоборот, дети начнут еще сильнее дразнить этого мальчика.
 
Советы форумчан:
 
«Даже если парень похудеет, это не значит, что его сразу полюбят и будут с ним дружить. Мне кажется, что родителям и учителям нужно помочь ребенку выделиться чем-то. Это может быть и учеба, и создание стенгазеты, участие в спектаклях… Ну есть же у ребенка к чему-то стремление, талант?»
Водолейчик
 
«Когда-то сыну порекомендовали носить очки, а он в слезы! Горько рыдал, пока врач не сказала: «Паша, да мы тебе такие очки подберем – супер! Тебе все завидовать будут!» Подобрали. Пошел сын в новых очках в школу, нервничал. Встречаю его после уроков, а он: «Представляешь, мне все в классе завидуют! Я – не «ботаник», я – профессор!»
domovenok
 
«Думаю, что в данной истории налицо избыточная материнская забота. Идеальным вариантом, по-моему, было бы отдать парня в спортивную секцию. Не нравится ребенку абсолютно никакой спорт – отдайте в кружок туризма, купите ему велосипед. Переводами из школы в школу и ограждениями от общения со сверстниками здесь ничего хорошего не добиться. Парню ведь нужно сформировать характер! Ему еще в армии служить или в институте учиться».
UserXP
 
Бедная Люда
 
Рассказывает Татьяна:
 
У нашей семьи очень скромный достаток, а дети так быстро растут! Поэтому вещи, которые носит Люда, – это, в основном, перешедшие по наследству от старших братьев и сестер. Проблемы возникли, когда я перевела ее в престижный языковой лицей. Да, приходится платить за ее обучение, экономя на «тряпках», но я считаю, что знания важнее! Однако в классе учатся дети из обеспеченных семей. В первый же день Люда пришла домой, бросила ранец и разрыдалась: одноклассники обозвали ее оборванкой, издевались над ее стоптанными туфлями и скромной юбочкой. Я попыталась успокоить дочку. Сказала, что все образуется, когда она с ребятами познакомится поближе. Но этого не произошло. Дети ее сторонятся, когда она проходит по коридору, шушукаются за ее спиной, бросают обидные реплики. Люда отказывается ходить на школьные дискотеки и концерты, говорит, что ребята смеются над ее одеждой. А недавно устроила мне скандал, потребовав купить дорогую куртку и джинсы. Я пыталась ей объяснить, что нам это не по карману, но в ответ – только грубость. Боюсь потерять контакт с ребенком. Может, стоит перевести ее в обычную школу?
 
Комментарий психолога:
 
В детстве у ребенка закладывается программа отношения к деньгам. И если Люда будет постоянно чувствовать себя нищей по сравнению с одноклассниками, это может негативно сказаться на ее последующей жизни. Что же делать родителям, которые не в состоянии обеспечить ей тот же уровень финансового благополучия, что и у соучеников? Мой совет: делайте ребенку неожиданные дорогие и приятные подарки. Это может быть стильная недешевая заколка, элегантная сумочка или сережки. Пусть вам придется откладывать несколько месяцев для того, чтобы порадовать своего ребенка, пусть это будет его единственная дорогая вещь – зато девочка будет в таком восторге! И, что немаловажно в ее возрасте, сможет похвастаться этой вещицей перед ребятами. Люда почувствует, что может быть не менее стильной, чем они. Еще я бы советовала родителям подумать: действительно ли девочке нужна элитная школа? К сожалению, в нашей стране сейчас это не синоним хорошего образования. Не стоит гнаться за престижностью школы, если ваш ребенок при этом зарабатывает себе массу комплексов, которые аукнутся в последующем. Лучше, чтобы он общался со сверстниками приблизительно с тем же уровнем достатка. А сэкономленные деньги можно потратить на репетиторов или развивающие кружки.
 
Комментарий учителя:
 
К сожалению, эта проблема нередко встречается и в престижных частных лицеях, и в обычных школах. Родителям ее не решить самостоятельно! Это деликатная, тонкая, кропотливая работа учителя, психолога, администрации школы. Было бы здорово, если бы учитель организовал общее дело, в котором участвовал весь класс, а Люда смогла бы выгодно отличиться: например, можно нарисовать стенгазету, поставить спектакль, пойти с ребятами в поход. Если вы видите, что ситуация не меняется, идите в школу – к учителю, завучу, директору. После беседы с ними вы поймете, оставить ли девочку в этом учебном заведении или перевести в другую школу. Если вы видите, что педагог не проникся проблемой и не желает вам помогать – переводите ребенка.
 
Советы форумчан:
 
«Именно по этой причине решила оформить дочку не в престижный лицей, а в обычную школу. Что бы ни говорили, а видеть, что твой ребенок «не дотягивает» до уровня остальных, пусть и в материальном плане, очень тяжело».
Dalaila
 
«Комплексы будут нарастать как снежный ком, отношения с одноклассниками будут в лучшем случае никакими. Либо девочка может бросить все свои силы на завоевание хоть какого-нибудь признания одноклассников, чего, кстати, можно достичь еще путем игнорирования учебы, плохого поведения, которое будет поощряться детьми. И в обоих случаях конфликта и потери контакта с мамой не избежать».
Северянка
 
«Проблемы этих детей не в их лишнем весе или плохой одежде, а в том, что они сами чувствуют себя изгоями. А отношение одноклассников – всего лишь отражение их самоощущения. Помочь ребенку справиться с этим могут только родители. Никогда не поздно научиться общаться. Самый классный способ для этого – школьные мероприятия, где участвуют вместе родители и дети».
Мечта
 
Тихоням – бой
 
Рассказывает Ирина:
 
Светочка – тихая, замкнутая девочка. Больше всего любит спокойные игры. Она была домашним ребенком, в садик не ходила. Учится средне, «как все». Сначала я немного удивлялась, что у нее нет в классе подружек, спрашивала ее об этом, но Света только пожимала плечами. Она уже в третьем классе, и только сейчас, абсолютно случайно, я узнала, что дети в классе ее обижают. Дочка вернулась домой вся в слезах: одноклассники измазали краской ее тетрадки и ранец. Я спросила, почему она не пожаловалась учителю. Света ответила, что тогда ее начнут травить еще больше. На следующий день я собралась идти в школу, чтобы разобраться с обидчиками. Но дочка устроила мне истерику, умоляла не вмешиваться – и я уступила. Теперь не знаю, что делать. Мои слова о том, что надо уметь постоять за себя, Света пропускает мимо ушей. Говорит, что когда ее обижают, у нее перехватывает дыхание, на глазах появляются слезы, и дать отпор одноклассникам она просто не в состоянии.
 
Комментарий психолога:
 
Следует научить ребенка защищать свои интересы, ведь и во взрослой жизни Свете придется сталкиваться с людьми, которые захотят ее обидеть. Один из способов – записать ребенка в секцию восточных единоборств. Возможно, титулованной каратисткой она и не станет, но на занятиях научится отстаивать свои интересы, получит психологическую закалку. К тому же, узнав, что девочка занимается тэквандо или дзюдо, одноклассники начнут более уважительно к ней относиться. Свете надо поработать над самооценкой. Можно договориться с учительницей, чтобы она поручила ей какое-то задание, с которым девочка успешно справится. Однако тут важно не перегнуть палку: тихие, застенчивые дети не всегда любят находиться в центре внимания. Предложите ребенку пригласить одноклассников домой (весь класс или нескольких человек – пусть решает сама девочка). Наверняка у нее есть какие-то таланты: хорошо рисует, танцует, лепит… В неформальной, камерной обстановке собственной квартиры ребенку будет легче наладить контакт со сверстниками. Нередко в классе есть несколько таких, отверженных остальными детей. Если у них получается сдружиться между собой – их маленькому коллективу гораздо проще дать отпор забиякам. Если же у ребенка не получается самостоятельно наладить отношения, вы можете ему помочь. Например, провести внеклассное мероприятие: вечер отдыха с конкурсами, интересную экскурсию и так далее. Ваш успех в роли организатора и ведущего обязательно благоприятно повлияет на отношение детей к вашему ребенку.
 
Комментарий учителя:
 
Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в школьном коллективе, но, почувствовав, что ребенку некомфортно в классе, необходимо немедленно принять меры. Лучше поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем. Родители, обратившиеся за помощью, должны осознавать, что ребенку плохо, прежде всего, в силу особенностей его личности. Они должны быть готовы сотрудничать с классным руководителем и психологом и выполнять их рекомендации. Тогда помощь сыну или дочке будет действенной. И не забывайте: именно семья прививает ребенку навыки общения с самого нежного возраста.
 
Советы форумчан:
 
«Я бы пошла в школу и поговорила с классным руководителем так, чтобы дочка этого не знала, показала бы тетради и ранец в краске. В конце концов, все это происходит в стенах школы!»
uasen
 
«Света – девочка ранимая, для нее любое кривое слово или действие будет трагедией… Ломать ребенка не надо. Учительница, конечно, должна привлекать ее к общим делам в классе, но этого мало, ведь на перемене девочка остается одна. Ей можно чем-то заняться, например, бисероплетением, а потом принести свои работы в школу. Дети увидят ее шедевры – и отношение начнет меняться».
irko
 
«Может, все проблемы начались от отсутствия раннего общения с другими детками? А сейчас девочке следует наверстать это время. Занятия в каком-либо кружке – подходящий вариант, но он может не решить проблем с классом. Мне кажется, что 3 класс – это не тот возраст, когда надо идти на поводу у ребенка, следует сходить в школу и поговорить с учителем, завучем».
Kapara
 
Они тоже были аутсайдерами
 
Далеко не все знаменитости в детстве были школьными лидерами. Но это не помешало им стать богатыми и успешными!
 
Билл Гейтс
 
Билл очень рано заинтересовался программированием и в среде одноклассников не пользовался особой популярностью: он добровольно отказывался от мальчишеских забав, любил сдавать экзамены и писать контрольные работы, а в свободное время играл с двумя сестрами в их девчоночьи игры. Чем не повод позлословить и подразнить высокомерного «заучку»? Но надо сказать, что будущий король империи «Майкрософт» абсолютно не реагировал на выпады одноклассников. Ведь его сосредоточенность на учебе принесла плоды: в тринадцатилетнем возрасте мальчик написал свою первую программу. А уж совсем прикусить свои злые языки ровесникам пришлось через два года: в пятнадцать лет он возглавил компанию «Группа программирования». Сейчас компания «Майкрсофт» имеет отделения в 60 странах мира, в ней работает более 32 000 человек.
 
Ирина Понаровская
 
Звезда российской эстрады в детстве была очень полным ребенком. Сказать, что это мешало общению со сверстниками, – это не сказать ничего! Ирина вспоминает, что из-за ее «округлости» обычные чулки для девочек натягивались только до колена. Красавица-певица в школе выглядела комично: толстенькие ножки, круглые очки, рябое платье… В общем, в один прекрасный момент Ирина поняла: так больше продолжаться не может! И она стала следить своим внешним видом, села на диету и занялась фитнесом. Сегодня, глядя на утонченную и элегантную Понаровскую, никому и в голову не придет, что когда-то она страдала от комплексов и насмешек сверстников.
 
Барбара Стрейзанд
 
Некрасивой девочке из бедной еврейской семьи частенько доставалось от одноклассников. Костлявая, с большим носом и вечно косящими глазами, Барбара не пользовалась успехом у сверстников. Да еще и достатка мамы и отчима (который ее, кстати, частенько поколачивал) не хватало даже на самое необходимое, не говоря уже о красивой одежде для девочки. Но Барбара очень рано осознала: ее влечет сцена! Все вокруг, в том числе и собственная мать, отговаривали ее от этой затеи: ну разве может нескладная дурнушка стать актрисой?! Но сила воли и целеустремленность девушки дали свои результаты: в 1962 году она впервые сыграла в бродвейском мюзикле «Я достану тебе это оптом». И на следующий день проснулась знаменитой!