Мария Монтессори: 7 заповедей воспитания свободного ребенка
Как воспитать свободную личность
1. Ребенок не должен сидеть неподвижно и пассивно слушать уроки учительницы.
…Он может располагаться, как ему удобно и как угодно сидеть на своем месте.
2. Так как у нас ребенок учится двигаться, а не сидеть неподвижно, то он готовится не к школе, а к жизни; благодаря привычке и упражнению он научается легко и точно выполнять простые акты социальной жизни.
3. Не учительница указывает ребенку, что именно он должен делать, но сам ребенок выбирает материал своей активности и делает с ним то, что «ему велит его внутренний творческий дух».
4. Педагогический метод наблюдения имеет в своей основе свободу ребенка, а свобода есть деятельность.
5. Учительница должна понимать и чувствовать свое положение наблюдателя; активность же должна лежать в наблюдаемом явлении.
6. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.
7. Воспитатель должен быть проникнут чувством глубокого благоговения к жизни; наблюдая ребенка с гуманным интересом, он должен уважать развитие в нем этой жизни.