13 августа - День левши. Леворукие дети: как быть?

13 августа - День левши. Леворукие дети: как быть?

Этим деткам бывает нелегко – мир всегда им подает не ту руку. Мы расскажем, как узнать левшу и помочь ему адаптироваться. Наш консультант - врач-психиатр, соавтор книги «Леворукость и асимметрия мозга».

Несмотря на то, что еще 15 лет назад, после выступления в прессе профессора, врача-психиатра А. П. Чупикова, убедительно доказавшего вред переучивания деток-левшей, многие мамы, да и педагоги продолжают это делать. Из лучших побуждений, конечно… А в результате у переученных леворуких деток начного чаще встречаются нарушения сна и аппетита, головная боль и боль в животике. Переученные малыши могут начат заикаться, у них появляются тики и страхи. И, кроме всего прочего, они пишут менее грамотно. Мало того, что левши априори очень эмоциональны, у переученных леворуких возрастает уровень тревожности.

Почему так бывает?
 
Количество левшей на земном шаре от 2 до 8%, 90-91% правшей, а остальные - амбидекстры, те, кто одинаково владеют обеими руками. Но с каждым годом левшей рождается все больше и больше, особенно – во второй половине года. В чем причина леворукости? Нучно обоснована теория функциональной асимметрии полушарий мозга, которые поделили между собой разные виды деятельности. Одно полушарие - доминантное, другое - подчиненное. У правшей главную роль в мыслительном процессе и речевых функциях играет левое полушарие. А правое отвечает за пространственную ориентацию. У левшей все наоборот. Если же леворукий ребенок переучивается на правую руку, взаимодействие нарушается.
 
Как его узнать?
 
Обычно леворукость у ребенка могут выявить сами родители, наблюдая, как часто ребенок использует левую руку в своей деятельности. Какой рукой малыш бросает мяч, камень, какой раздает карточки при игре в лото? Какой ручкой держит зубную щетку или расческу? Какой рукой пишет и рисует? Примерно в четыре года у ребенка формируется предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается явное доминирование правой или левой руки. Для определения рукости ребенка можна использовать дополнительные задания. Причем желателно предлагать их малышу в форме интересной игры и не фиксировать внимание на том, какой рукой он все-таки действует.
 
Вращательные движения. Ребенку предлагают открыть несколько бутылочек (2-3) с закрученными крышечками. Ведущая рука исполняет активные движения.
 
Развязывание узелков. Предварительно несильно завяжите несколько узелков из шнурка средней величены. Ведущей рукой считается та, котороя развязывает узел, другая – держит узел.
 
Тест «Карточка с дыркой». На листкеплотной бумаги размером 5x10 см в центре вирезается отверствие 1x1 см. Держа этот листок на расстоянии 30-40 см, ребенок глазами фиксирует через отверствие предмет, который находится на расстоянии 2-3 м от него. А потом, по очереди закрывает глаза. При закрывании ведущего глаза – предмет смещается.
 
Ведущий глаз обычно совпадает с ведущей рукой.
 
Как ему помочь
 
С первыми трудностями леворукие малыши сталкиваются уже в садике или школе. Ведь условия, необходимые для письма левой рукой совершенно другие, чем для праворуких школьников. Главное – от них не следует требовать наклонного и безотрывного письма. Вот правила для левшей:
 
Положение тела при письме. Леворукие малыши должны сидеть прямо, не дотрагиваясь грудной клеткой до парты. Ноги должны стоять всей ступней на полу или подставке. Голова должна быть немножко наклонена к правому плечу. Источник света желательно разместить справа на столе. Если левша будет сидеть за одной партой с другим ребенком, то его лучше посадить слева, чтобы школьники не ударялись локтями. Кисть левой руки должна большей частью ладони развернута к поверхности стола. Точки опоры - согнутый мизинец и нижняя часть ладони. Ручку кладут на верхнюю часть среднего пальца. Ногтевая фаланга большого пальца поддерживает ручку, а указательный пальчик легко кладется сверху ручки и руководит движениями. 
 
Положение рук, кистей (2 варианта). В первом случае рука ребенка-левши находиться под строчкой. Локоть левой руки немного выступает за край стола и левая рука свободно двигается поо строчке, а правой - школьник поддерживает бумагу.
Другой способ заключается в том, что леворукому малышу легче писать, когда левая рука находиться над строчкой. Этот способ называется «письмо гаком». Но к сожалению, в таком случае можно легко размазать только что написанное.
NB! Но, пожалуй, самое главное правило для мамы, согласиться с тем, что леворукость –вариант нормы, что это качество заложено генетически, а вовсе не прихоть ребенка. Кстати, это качество здорово поможет маленькому левше. Он – один из славной когорты великих: левшами были гений эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи, живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буаноротти тоже расписывал свод Сикстинской капеллы левой рукой. Леворукими были писатели Марк Твен, Льюис Кэрррол, Ганс Кристиан Андерсен, музыканты Николо Паганини и Людвиг ван Бетховен, ученые Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон.
 
Ученые давно доказали: левшам творческие способности даны изначально. А результат недавних исследований говорит о том, что левши способны обрабатывать гораздо большие объемы информации. Так стоит ли ребенку мешать быть таким, каким он родился?