Упражнения для улучшения памяти

Упражнения для улучшения памяти

Стикеры, множество блокнотов, «напоминалки» в мобильном... Неужели нельзя полагаться только на себя? Конечно, можно, если ты будешь постоянно развивать свою память! Существуют упражнения для всех видов памяти. Начинай тренировку!

Каждый день на нас сваливается такое количество информации, что мы порой не помним даже простых вещей. Сколько раз ты обещала и тут же забывала позвонить родителям? Можешь ли вспомнить, когда день рождения у близкой подруги? Как много важных событий кануло в Лету, сколько отличных идей… Оказывается, в повседневной жизни человек использует всего 10 % возможностей своего мозга. Давай попробуем расширить горизонты! К тому же это совсем просто – удели немного времени для выполнения упражнений на тренировку памяти и составь специальное меню для мозга.
 
В античные времена за способность человека запоминать информацию отвечала Мнемозина – богиня памяти, которую уважали настолько, что почитали как мать муз и покровительницу всех ремесел и наук. Именно в ее честь совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, называют мнемоникой (с греческого – искусство запоминания).
 
Память бывает краткосрочной и долговременной. Запомнить какую-либо информацию – значит перевести ее из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого человеку необходимо сосредоточиться на запоминаемом материале, по крайней мере, на 8 секунд, иначе информация пропадет. Рабочую и краткосрочную память можно сравнить с карандашом и листком бумаги. Рабочая память время от времени «записывает» все, что вы делаете, на «листок» краткосрочной памяти. Но на нем одновременно умещаются только семь записей – с появлением восьмой первая запись пропадает.
 
Если же информацию многократно повторить, то она переместится в «банк данных» долгосрочной памяти, то есть осядет в мозгу практически навсегда. Это происходит потому, что связь между нейронами фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках. Связи эти сохраняются на протяжении всей нашей жизни. Информация, выученная один раз, находится в подсознании и в нужный момент выручит тебя неожиданным ответом или решением какой-то проблемы. В подсознании хранится 90 % того, что мы узнали на протяжении жизни. Умение использовать свое подсознание – это уже интуиция. Научись слышать ее голос, очень часто интуиция подсказывает правильное решение.

Тренируем мозг
 
Человек обладает слуховой, зрительной, двигательной и эмоциональной памятью. Чтобы все помнить, развивай каждый вид своей памяти с помощью специальных упражнений!
 
Слуховая память
 
Это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, различных шумов и т. д. Благодаря ей ты никогда не спутаешь прибой с блеянием овцы. Развив этот вид памяти, ты навсегда запомнишь раз услышанное.
 
Упражнение 1. Гуляя по улице или находясь в магазине, попробуй «схватить»
и несколько мгновений удерживать в памяти обрывки разговоров прохожих. Ты будешь удивлена количеством и разнообразием несогласованных между собой фраз, которые сможешь запоминать после короткой практики (3-4 месяца).
 
Упражнение 2. Прослушай несложное (для начала) музыкальное произведение, потом постарайся его напеть или просвистеть. Такое простое упражнение помогает развить слух и увеличивает внимание к звукам. К тому же со временем ты обнаружишь, что значительно больше, чем прежде, наслаждаешься музыкой.
 
Упражнение 3. Ты работаешь в крупном учреждении? Учись узнавать сотрудников по их походке. Уже через неделю тренировок ты заметишь, что каждая походка имеет свои особенности: зачастую характер идущего проявляется в его поступи.
 
Зрительная память
 
Александр Македонский знал в лицо всех солдат своей армии. Академик Ландау рассказывал наизусть таблицу логарифмов. Помнить то, что видела всего один раз – прекрасный навык!
 
Упражнение 1. Каждый день перед сном последовательно восстанавливай в памяти весь прошедший день, начиная с пробуждения. Особый акцент – на детали.
 
Упражнение 2. Заходя в комнату, запоминай находящиеся в ней вещи и их расположение. Заглядывая в ящики стола, запоминай, что и как там лежит (желательно наличие множества мелких предметов вроде скрепок, карандашей, кнопок и т. п.). Затем попроси кого-нибудь убрать один-два предмета и попытайся определить, чего же недостает.
 
Упражнение 3. Тренируй зрительную память на лица: просматривай большое количество фотографий с портретами самых обычных людей, а затем словесно описывай их внешность, особые приметы. Добавляя или убирая из пачки фотографии, определяй, какие портреты ты не видела или каких не хватает. И ты больше никогда не будешь терзаться: «Что за знакомое лицо? Где я его видела?»
 
Двигательная память
 
Мы часто не замечаем этот вид памяти, хотя именно она во многом определяет координацию, ловкость и точность наших движений. А ведь без нее невозможно было бы научиться водить машину, достигнуть успехов в спорте.
 
Обычно свои движения ты контролируешь зрением. Но такой контроль – не единственно возможный, ведь глаза можно освободить от рутинной работы и переключить на что-то более важное.
 
В структуре двигательной памяти выделяют запоминание и сохранение параметров движения: направления (в какую сторону совершается), расстояния (какой длины путь преодолевает рука), угол поворота сустава. Для развития этих качеств тебе понадобятся лист бумаги и фломастер.
 
Упражнение 1. Прикрепи к стене лист бумаги на расстоянии примерно 60 см от пола и сядь на стул лицом к нему. Закрой глаза и наугад прикоснись фломастером
к любому месту на бумаге. Опусти руки на колени (исходное положение) и через 1-2 секунды постарайся еще раз попасть фломастером в ту же точку. Открой глаза, измерь расстояние между двумя точками. Это исходный уровень твоей памяти. Затем с закрытыми глазами совершай движения к разным участкам листа: первое движение – это то, что нужно запомнить, второе – его воспроизведение. Определи для себя наиболее трудные для запоминания направления (когда расстояние между точками максимально) и обрати на них особое внимание.
 
Упражнение 2. Прикрепи лист бумаги к поверхности стола. Сидя за столом с закрытыми глазами, проведи фломастером слева направо линию произвольной длины. Через несколько секунд попробуй провести вторую линию такой же длины. Отметь разницу. Затем, воспроизводя первоначальное движение, меняй исходную точку движения (например, ставь ее не посередине листа, а слева вверху, справа внизу и т. п.), направление движения (не слева направо, а справа налево, снизу вверх и т. п.) или и то и другое вместе, но строго выдерживай длину линии.
 
Упражнение 3. Упрись локтем в какую-либо точку, опусти на листок предплечье
и кисть с фломастером, закрой глаза. Затем, не сдвигая локоть, нарисуй дугу (для начала в 30-40 градусов). Далее, не меняя положение локтя, верни фломастер в исходную точку и попробуй нарисовать вторую дугу так, чтобы она в точности совпала с первой. Тренируйся каждый день!