Как развивать в ребенке уверенность

Как развивать в ребенке уверенность

Известно, что самооценка формируется в детстве. Причем в каждом возрасте существуют свои особенности. Часто взрослые, сами того не желая, подавляют стремление маленьких детей самоутвердиться, и этим подрывают их уверенность в своих силах.

С рождения до полутора лет

Ребенок проживает самый удивительный этап жизни: в это время закладываются основы отношения к себе, доверие к людям и большому миру, в который он попал.

Как себя вести:

• Больше улыбаться. Не бойтесь переборщить с улыбками и радостными мгновениями: сейчас ты и муж должны показать ребенку, что он не зря появился на свет, что он желанен здесь и любим. Именно сейчас закладывается ощущение собственной значимости, которое через пару лет станет фундаментом для здоровой самооценки ребенка.

• Демонстрировать ребенку окружающий мир. Необязательно читать стихи и философские труды, но говорить обо всем, что видит вокруг ребенок, очень важно.

• Не нужно игнорировать кроху. Общайся с малышом, даже если он еще не готов отвечать. Только не сюсюкай, разговаривай с ним на равных. Сюсюканье формирует первый комплекс неполноценности: «Со мной общаются как с несмышленышем».

С полутора до 4 лет

В этот период у ребенка зарождается осознание собственного «я». Малыш уже понимает, что он – не часть мамы или папы, а самостоятельное существо. Ощущение независимости сильно меняет когда-то послушного кроху: он все больше упрямится и как будто старается сделать все наоборот. Объясняется это очень просто: дитя пробует мир на прочность.

Как себя вести:

• Показывать свои эмоции и чувства. Проявляя нежность или строгость, поясняй, почему один поступок вызывает положительную реакцию у мамы, а другой ее сердит.

• Реагировать как на взрослого. Малышу интересно, как отреагирует мама, если он будет плакать и кричать, если специально испачкается. Ребенок экспериментирует. И именно реакция родителей влияет на этом этапе на формирование самооценки. Недоумевай, сердись, обижайся, но не забывай задавать вопросы, зачем он это сделал. Ребенок должен сталкиваться с адекватной реакцией родителей и уметь объяснить свои действия.

• Не перехвали. Если ребенок талантлив, это не значит, что об этом нужно постоянно говорить. Если он гибкий и спортивный, ему легко дается физическая нагрузка, поэтому не стоит хвалить очередную покоренную высоту. Не «подсаживай» ребенка на похвалу, если не хочешь сформировать у него комплекс отличника.

С 4 лет до школы

В этом возрасте ребенок начинает задумываться, кем он станет. Впервые возникают мысли о будущей профессии, и малыш сначала мечтает спасти мир или стать космонавтом, потом видит себя банкиром, а потом и дальнобойщиком. Дети примеряют на себя разные роли, выбирая, в какой им наиболее комфортно.

Как себя вести:

• Помоги ему искать себя. Пусть ребенок учится рисовать, пробует себя в спорте, играет в доктора и учителя. Подыграй ему, подскажи, какие особенности есть у той или иной профессии.

• Будь примером. Сложно быть во всем идеальной? Так и не нужно! Если ты в чем-то ошиблась, поступила неправильно, не ругай себя при ребенке. Пусть он видит и ошибку, и то, как спокойно и уверенно ты ее исправляешь. Малыш должен понимать, что ошибаться и быть не совершенным – это нормально, но нужно стараться стать лучше.

• Проси помочь. Если ребенок сам предложил помощь, с радостью принимай его в свои дела (даже в ущерб скорости приготовления и чистоте). Пройдет несколько лет, и о помощи придется просить. Поэтому пользуйся моментом сейчас, так в ребенке воспитается потребность проявлять инициативу и чувство значимости.

Школьники – уже взрослые

Адекватная самооценка – это когда у твоего школьника здоровое чувство юмора, он общительный и искренний, у него много друзей.

Если ты заметила, что у твоего школьника формируется комплекс неполноценности, первым делом обрати внимание на то, как к нему относятся дома. Есть три «не», которые нужно помнить родителям неуверенного в себе ребенка:

  • Не сравнивай с другими. Запомни главное правило: ребенка можно сравнивать только с ним самим!
  • Не осуждай ребенка. За проступки ругай не самого ребенка, а его провинности. Запомните: это не он плохой, плох его поступок!
  • Не делай акцент на возрасте. Никогда не говори ребенку, что он ведет себя «как маленький». 25% кризисов во взрослом возрасте корнями уходят именно в эти высказывания родителей.