Как научить ребенка делиться

Как научить ребенка делиться

Детвора мирно играет в парке. Но вот появляется малыш с яркой игрушкой в руках. Кто-то пытается завладеть заманчивым предметом, но хозяинигрушки защищает свое сокровище. Все заканчивается потоками слез...

Дети убеждены в том, что им принадлежит любая игрушка, которую они случайно заметили в песочнице. Фраза «Мама, давай заберем эту машинку домой,она мне понравилась!» неизменно шокирует родителей: «Что ты, это не наше!» Согласитесь, что взять легко, а отдать куда сложнее. Тем более для самых маленьких. Удивительный факт: до определенного момента они могут воспринимать игрушку как некое продолжение собственной руки, частичку себя. Потребуется время для примирения с мыслью, что кто-то может это взять «поиграть».

Не заставляй!
До трех лет дети нечасто устраивают коллективные игры, предпочитая возиться рядом, но не вместе. Даже орудуя чужой лопаткой, малыш краем глаза наблюдает за тем, что происходит с его собственным «имуществом». Маленькие хитрецы с великим энтузиазмом используют игрушки друзей, весьма неохотно извлекая из пакета собственные совочек или ведерко.

Они еще не готовы поделиться. К сожалению, родители не всегда об этом знают, искренне стараясь привить крохе желание делиться: «Отдай пасочку мальчику, ты же добрая девочка!» Мама, конечно, хочет как лучше: ребенок должен вырасти щедрым и отзывчивым.

Тебе кажется, что окружающие посмотрят на тебя и малыша с осуждением, если он не отдаст лопатку? На самом деле нельзя насильно отбирать у малыша его игрушки и отдавать их другим детям. Психологи утверждают, что детям полезно внушать мысль не только о том, как хорошо играть вместе и делиться игрушками, но и о том, что у них есть право распоряжаться личными вещами. И право не уступать, если они так решили.

Учим делиться
Ссоры в песочнице часто вспыхивают у детей на пустом месте, да еще так внезапно, что взрослые не успевают вмешаться. Бывает, лежит всеми забытая кукла на качелях, и никто на нее даже не смотрит. Но стоит одному малышу взять ее, она сразу же потребуется всей компании. В любом случае не оставляй своего ребенка одного. И если что-то пойдет не так, смело бери инициативу в свои руки, устанавливай правила игры.

Например, предложи катать машинку по очереди или перебрасывать мячик по кругу. Приучай малыша не просто отдавать комуто вещь, а обмениваться. И тренеруй у крохи способности к самостоятельному установлению контактов с другими детьми. Не проси игрушку за него, пусть подойдет и попросит сам. Не проси ребенка отдать любимую книжку или последнюю конфету – это потребует от него героических усилий.

Единственная ситуация, когда мама должна настоять на своем, – если ребенок бесцеремонно отнимает игрушку у кого-то другого. Строго, но мягко останови малыша и объясни, почему этого нельзя делать. Если сын или дочь не торопятся поделиться с друзьями, не надо вызывать у ребенка чувства вины. «Ах ты, жадина-говядина...» – неудачная дразнилка. Ты заставляешь, ребенок подчинится, чувствуя себя очень несчастным. И в следующий раз он вряд ли что-нибудь отдаст добровольно.

Совет детского психолога
Мы неосознанно «тренируем» у малыша умение делиться едва ли не с самого его рождения, когда говорим: «Дай погремушку маме – я тебе ее верну», «Оставим кусочек пирога папе», «Угости бабушку конфетой».

Просьбы (или требования) взрослых должны быть эмоционально привлекательны для ребенка, то есть помимо предложения, к примеру, обменяться игрушками, содержать некую позитивную характеристику малыша: «Пока-
жи, что ты уже большой и умеешь делиться». Образцы поведения усваиваются быстрее, если подкреплены родительской похвалой.